1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №6 (2247) за 11.01.2006

ДОРОГОЙ ГАЗ ПОДОГРЕЕТ ЦЕНЫ НА "ОГНЕННУЮ ВОДУ"

Из-за подорожания вдвое "голубого топлива" вырастет в цене и "горючее для внутреннего употребления" — водка. Директор Ассоциации "Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака" Владимир Демчак заявил, что повышение стоимости газа повлечет увеличение цен на украинскую водку на 20—30 копеек за пол-литра. Новые тарифы на газ, прежде всего, отразятся на себестоимости производства спирта, поскольку затраты на энергоресурсы в его окончательной цене составляют около 15%. Энергетическая составляющая поднимет затраты и на производство бутылок, что также приведет к увеличению себестоимости алкогольной продукции. Впрочем, расстраиваться рано: произойдет это не в первый месяц нового года, а когда запасы сырья, бутылок и т. д. исчерпаются. Но уже к концу зимы посидеть за чаркой станет дороже.

ВОДКА БУДЕТ ДОРОЖАТЬ ВСЛЕД ЗА СПИРТОМ, ТАРОЙ И КОЛПАЧКАМИ

Сами производители к вопросу по поводу вероятного подорожания "оковитої" отнеслись настороженно, а в ответах максимально взвешенно выбирали выражения. По их словам, делать прогнозы в нынешней ситуации — достаточно неблагодарное занятие, так как цена на газ будет определять тарифы не только в водочной, но и во всех смежных отраслях экономики.

Между тем замдиректора по вопросам маркетинга ликеро-водочного завода "Столичный стандарт" Павел Мосоха сказал "Сегодня", что из-за подорожания газа производители ликеро-водочной продукции будут вынуждены пересчитать ее себестоимость. Но так как конкуренция очень высокая, чересчур "задирать" цены никто не решится. Существенного подорожания водки не предвидется: цены если и поднимут, то максимум на 1—2 грн. за "поллитровку" среднего ценового сегмента (до 15 грн.). Прямых технологических затрат газа при розливе водки нет, в первую очередь подорожание газа заденет производителей спирта, стеклянной тары (50% себестоимости — газ) и колпачков. Следует сказать, что в 2005 г. стеклобутылка подорожала на 40 коп., в этом недавно признался глава концерна "Укрспирт" Александр Сухомлин. Производители заявляют, что бутылки запросто могут начать импортировать из России. Не в последнюю очередь цена водки будет зависеть и от акцизного сбора на спирт, который повышен с 17 до 18 грн./л 100%-го натурпродукта.

В компании Nemiroff прогноз по ценам дали очень осторожный. Директор по маркетингу Андрей Разумный сказал нам, что на данный момент оснований для повышения цен на водочную продукцию нет. Безусловно, рост цен на энергоносители увеличит давление на спиртовую отрасль. Если же брать другие факторы, например, ситуацию с "Укрспиртом", который в октябре безуспешно попытался поднять отпускные цены на спирт на 20—25%, что грозило неминуемым ростом цен, то сейчас предпринята новая попытка "оптимизировать" цены. Имеется в виду объявление о том, что все производители ликеро-водочной продукции должны срочно заключить договора на поставку спирта с Киевским областным объединением спиртовой и ликеро-водочной промышленности — единственным, имеющим лицензию на оптовую торговлю. В "Союзе оптовиков и производителей алкоголя и табака" уже заявили, что в связи с этим цены на спирт в ближайшее время увеличатся на 8—10%.

На Одесском коньячном заводе (ТМ "Шустов") считают, что главная проблема водочников — не до конца урегулированный вопрос о стоимости спирта в 2006 г. Там опасаются необоснованного повышения его стоимости со стороны государственного монополиста. Кроме того, заместитель технического директора Сергей Киселев подтвердил, что в 2006 г. неизбежен рост цен на стеклянную тару из-за подорожания сырья и энергоносителей, что таки скажется на розничной стоимости алкогольной продукции. Продолжает беспокоить водочников и перспектива урожая зерна в 2006 году: прогнозируемое снижение урожая пшеницы отражается на ценовой стратегии операторов рынка.

ЦЕНЫ УДЕРЖАТ "ТЕНЕВИКИ"?

Парадокс, но от ощутимого подорожания водку могут удержать нелегальные производители, которые, как утверждают водочники, в мае 2005 г. получили "второе дыхание". Напомним, что тогда правительство отменило минимальную розничную цену на водку (6,5 грн./0,5 л), игравшую важную роль в детенизации рынка алкоголя. С учетом того, что теневики по-прежнему занимают треть алкогольного рынка, они могут предложить потребителю продукцию худшего качества, но по более низким ценам. Впрочем, ряд экспертов придерживается иного мнения: по итогам 10 месяцев 2005 г. выпуск водки увеличился на 45,9%, до 26 млн декалитров, что может свидетельствовать о выходе водочников из "тени" и перераспределении рынка в пользу легальных производителей.

Даже если подорожание водки состоится, большой трагедии от этого не будет. Дело не в заботе о здоровье нации, как может показаться. Просто украинцы переходят на более дорогой алкоголь: продажа дешевой водки ежегодно уменьшается на 20—25%, в то время как наращивают свою долю (более 70% рынка) напитки средней ценовой категории (до 15 грн./0,5 л), "премиум" и "супер-премиум" класса (9% рынка).

P.S. Народная мудрость гласит: "Только первая бутылка водки стоит дорого, а потом ее цена не имеет значения".