Выпуск газеты Сегодня №7 (2248) за 12.01.2006
ГРИЦЕНКО И ТАРАСЮК НЕ МОГУТ БЫТЬ И.О. МИНИСТРОВ?
Впрочем, в отношении полномочий министра обороны и министра иностранных дел есть сомнения. Как полагает Алексей Попов на этих двух министров можно распространить действие закона "Про временное исполнение обязанностей должностных лиц, которых назначает на должность по согласию Верховной Рады Президент Украины или Верховная Рада — по представлению президента". Там говорится, что в случае увольнения лица, которого назначает парламент по представлению президента, его обязанности выполняет его первый заместитель или в случае отсутствия такового просто заместитель в течение одного месяца. Решением Конституционного суда в апреле 2000-го установлено, что положения этого закона не могут распространяться на премьера и главу ЦИК. По остальным — противопоказаний нет.
Да, главы МИД и Минобороны ранее назначались президентом без согласия парламента, но теперь согласно статьи 114 Конституции они назначаются Верховной Радой по представлению президента. Эта статья Конституции действует с 1 января 2006 года, а не после выборов 26 марта, следовательно ее можно применять уже сейчас. То есть, по идее, теперь исполнять обязанности министров обороны и иностранных дел должны первые замы Анатолия Гриценко и Бориса Тарасюка. Правда, Попов признает, что "здесь есть юридическая коллизия, прояснить которую мог бы только КС, который недееспособен сейчас".
Впрочем, помимо "коллизии" есть еще один фактор, который препятствует применению этой нормы. А именно: правительство в целом и каждый из его членов в отдельности, не признают своей отставки, напирая на нарушения парламентом процедуры выражения правительству недоверия. Но, с другой стороны, у оппозиция может появиться удобная правовая зацепка, чтоб требовать отставки этих двух министров, с личностями которых, кстати, в наибольшей мере ассоциируется курс Ющенко на интеграцию в НАТО.