1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №7 (2248) за 12.01.2006

ГРИЦЕНКО И ТАРАСЮК НЕ МОГУТ БЫТЬ И.О. МИНИСТРОВ?

Наша газета попыталась узнать — теряют ли что-либо в своих полномочиях премьер-министр и министры после отставки Кабмина, когда около них появляется приставка "и.о." Как нам практически единодушно пояснили депутат Виктор Мусияка, известный судья Юрий Василенко (который в 2002 году возбуждал уголовное дело против Кучмы) и Алексей Попов, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии, — нет. По их мнению, правомерно считать, что эти полномочия юридически никак не ограничиваются.

Впрочем, в отношении полномочий министра обороны и министра иностранных дел есть сомнения. Как полагает Алексей Попов на этих двух министров можно распространить действие закона "Про временное исполнение обязанностей должностных лиц, которых назначает на должность по согласию Верховной Рады Президент Украины или Верховная Рада — по представлению президента". Там говорится, что в случае увольнения лица, которого назначает парламент по представлению президента, его обязанности выполняет его первый заместитель или в случае отсутствия такового просто заместитель в течение одного месяца. Решением Конституционного суда в апреле 2000-го установлено, что положения этого закона не могут распространяться на премьера и главу ЦИК. По остальным — противопоказаний нет.

Да, главы МИД и Минобороны ранее назначались президентом без согласия парламента, но теперь согласно статьи 114 Конституции они назначаются Верховной Радой по представлению президента. Эта статья Конституции действует с 1 января 2006 года, а не после выборов 26 марта, следовательно ее можно применять уже сейчас. То есть, по идее, теперь исполнять обязанности министров обороны и иностранных дел должны первые замы Анатолия Гриценко и Бориса Тарасюка. Правда, Попов признает, что "здесь есть юридическая коллизия, прояснить которую мог бы только КС, который недееспособен сейчас".

Впрочем, помимо "коллизии" есть еще один фактор, который препятствует применению этой нормы. А именно: правительство в целом и каждый из его членов в отдельности, не признают своей отставки, напирая на нарушения парламентом процедуры выражения правительству недоверия. Но, с другой стороны, у оппозиция может появиться удобная правовая зацепка, чтоб требовать отставки этих двух министров, с личностями которых, кстати, в наибольшей мере ассоциируется курс Ющенко на интеграцию в НАТО.