Выпуск газеты Сегодня №7 (2248) за 12.01.2006
ГИБСОН ГОТОВИТ ЗРИТЕЛЕЙ К НОВЫМ ИНФАРКТАМ
В 1917 году в португальском городе Фатиме трем девушкам якобы явилась Богоматерь — из ее уст прозвучали три пророчества. Первые два предсказывали Вторую мировую и гонения на христиан при тоталитарных режимах, третье держалось в тайне Ватиканом до 2000 года — как стало известно шесть лет назад, относилось к покушению на Папу в 1981 году. Гибсон купил права на экранизацию книги Даллагана всего спустя 10 дней после смерти португальской монахини Лусии душ Сантуш, последней из живущих свидетельниц явления Богородицы в Фатиме.
Гибсон, фанатичный католик, дважды встречался с монахиней при ее жизни — в сентябре 2003 года, на показах фильма "Страсти Христовы" религиозным лидерам в Португалии и чуть позже, уже во время частного визита в маленький португальский городок Коимбру, где доживала свои дни сестра Лусия. Неизвестно, что сообщила 98-летняя Лусия режиссеру за месяц до своей смерти, но после этой встречи Гибсон решил взяться за фильм, в котором бы рассказывалось и о "Фатимском чуде", и о попытке убийства Папы.
Как известно, бывший алкоголик Гибсон является ярым приверженцем традиционного католицизма и состоит в чрезвычайно строгой католической секте "Святая семья" — они относится к тем верующим, которые не признают решений Второго Ватиканского собора, проходившего в 60-х годах прошлого века. Тогда, в частности, разрешалось проводить мессы не на латыни, а на национальных языках, и тогда же с еврейского народа были сняты обвинения в богоубийстве. В домовой церкви Гибсона в Голливуде ведется исключительно латинская Тридентская месса.
Многие в Штатах считают секту "сумасшедшей и раскольнической", а ее последователей — отвергающими власть и полномочия Папы. Между тем ходили слухи, что сам Иоанн Павел II одобрил "Страсти Христовы", сказав после просмотра в Ватикане "именно так все и было". Официальный Ватикан, тем не менее, отказался тогда комментировать фильм, который многие верующие обвиняли в антисемитизме. Напомним, что "Страсти Христовы" были посвящены последним 12-ти часам жизни Иисуса, уже осужденного на казнь Понтием Пилатом и первосвященником Каяфасом — в картине Пилат не желает смерти Христа, но вынужден вынести смертный приговор ради успокоения иудеев, назвавших Иисуса еретиком. Картина вызывала шок обилием крови — почти все экранное время занимали сцены бичевания Иисуса римскими солдатами и, собственно, восхождения на Голгофу и самого распятия. По реализму и жестокости сцен фильм сравнивали даже с работами Квентина Тарантино, причем картину Гибсона нельзя было назвать конъюнктурной и заигрывающей с модными тенденциями — она была суровой и явно проникнутой тем самым сектантским духом.
"Страсти Христовы" в первые пять дней проката обогнали по кассовым сборам "Властелина колец" Питера Джексона и заработали $600 миллионов по всему миру — при том, что на сеансах случались инфаркты и гипертонические кризы. Трудно предугадать, чем рискуют киноманы с легкой руки Гибсона в этом году.
КИНОИСКУШЕНИЯ
Самый скандальный фильм на религиозную тему — "Последнее искушение Христа" Мартина Скорсезе. Фильм, вышедший в 1988 году, основывался на книге грека Микоса Казандзакиса и имел много расхождений с тем, что описано в Евангелии — Иисус там показан сомневающимся человеком, полным страхов. Из-за того, что история отличалась от канонической и слишком много внимания было уделено отношениям Иисуса с Марией Магдалиной, "Последнее искушение Христа" бойкотировали и предавали анафеме, но кинокритики отмечали великолепную игру исполнителя главной роли Уиллема Дэфо и сыгравшего Иуду Харви Кейтеля. Уже сейчас картина признана классической.