1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №7 (2248) за 12.01.2006

"АВТОГРАЖДАНКЕ" ИСПОЛНИЛСЯ ГОД

Пошел второй год с тех пор, как вступил в силу закон об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автомобилей перед третьими лицами на случай ДТП (в народе — "автогражданка"). По мнению президента Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Владимира Романишина, хорошо, что закон действует, но плохо, что действует он... плохо.

Напомним вкратце смысл автострахования: если водитель, купивший полис ОСГО, совершит ДТП в течение срока его действия, нанеся при этом материальный ущерб здоровью или имуществу третьего лица, платить за убытки будет не виновный, а страховая компания. А коль все обойдется — страховой взнос идет в доход страховщика. На Западе это — общепринятая практика, там имеют полисы свыше 95% водителей, причем за их отсутствие взимают солидные штрафы. При введении в Украине "автогражданки" предполагалось, что из 8,8 млн автовладельцев примерно половина в течение 2005 г. купит полисы ОСГО, что обеспечит эффективное действие закона. Однако реально за минувший год их было продано немногим более 2,2 млн.(из них льготных — 165 тыс., или 7,5%) на сумму порядка 400 млн грн. Средняя стоимость полиса — 184 грн. (льготного — 66 грн.). В то же время, выплачено потерпевшим в ДТП всего лишь 26 млн (6,5%).

Г-н Романишин, ссылаясь на зарубежный опыт, в том числе российский, где автострахование работает с 2003 г., утверждает: если в этом году не будет существенного прироста застрахованных водителей (у многих срок действия полиса истекает в феврале-марте и неизвестно, сколько из них купят новый, коль за его отсутствие не наказывают, а вероятность попасть в ДТП при аккуратной езде составляет всего 4—5% — Авт.), на законе об автостраховании можно ставить крест, потому что не из чего будет выплачивать ущерб потерпевшим. А это чревато для Украины неприятностями, в первую очередь — "изгнанием" из членов "Зеленой карты": международной системы страхования автотранспорта, что существенно ударит по карману украинских водителей, которым в таком случае при выезде на своем автомобиле за границу придется платить за полис "Зеленой карты" примерно вдвое дороже. Чтобы подобного не произошло, необходимо, по мнению В. Романишина, либо заставить работников милиции выполнять требование закона об ОСГО, то есть проверять у водителей наличие полиса и штрафовать, если оного нет, либо повысить базовый тариф по ОСГО, который ныне составляет 291,49 грн., чтобы за счет "шкуры" тех, кто не попадает в ДТП, выплачивать ущерб лихачам.

Но председатель Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг Виктор Суслов заявил, что не поддерживает предложение МТСБУ о повышении с 2006 г. на 6% базового тарифа. Он подчеркнул, что поскольку на сегодня застрахованы менее трети водителей, реальный объем выплат пострадавшим в ДТП и, соответственно, расценки на полисы, можно будет определить через 2—3 года. "Естественно, при сегодняшнем уровне выплат в 6,5% говорить о повышении базового тарифа не имеет смысла", — сказал В. Суслов.

В то же время, по мнению экспертов страхового рынка, когда МВД станет проверять наличие полисов у водителей, число застрахованных вырастет в 2—3 раза. В связи с этим страхкомпании обратились в Генпрокуратуру с просьбой ответить, на каком основании гаишники не выполняют закон об автостраховании в части, их касающейся. По имеющейся у нас информации, Генпрокуратура пока раздумывает, но похоже, с 1 апреля таки начнут проверять наличие полисов у водителей. За включение этой нормы в законопроект о внесении изменений в закон об ОСГО проголосовали члены комитета ВР по вопросам финансовой и банковской деятельности. Также нардепы предлагают ужесточить штрафы за отсутствие полиса у водителя: на первый раз — 7,5 грн., на второй — 15, третий — 30, а в случае ДТП убыток будет возмещаться за счет МТСБУ с последующим регрессным иском к виновному, только в случае, если пострадавший имеет страховой полис ОСГО.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
1 января 2005 г.
Закон об ОСГО вступил в силу. Лимит ответственности за нанесение ущерба жизни и здоровью третьих лиц — 51 тыс. грн., их имуществу — 25,5 тыс. грн. Для введения автострахования выделено три месяца, в течение которых водители должны были купить полис. Штраф за его отсутствие — 8,5—17 грн.
1 апреля 2005 г.
ГАИ должно было начать проверку наличия полисов ОСГО у автовладельцев, но выполнение этого требования закона было перенесено на 1 сентября, а затем о нем и вовсе "забыли".
Октябрь 2005 г.
В закон внесли изменения, расширяющие круг льготников и отказывающие в выплате возмещения за счет МТСБУ незастрахованным потерпевшим.