1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №8 (2249) за 13.01.2006

ВОЗЛЕ ЛАВРЫ ПОЯВИТСЯ НЕЧТО В ФОРМЕ СТАДИОНА

Не успели члены столичного градостроительного совета "переварить" идеи "УкрНИИпроектреставрации" относительно переоборудования дореволюционного здания завода "Арсенал" под музейный комплекс, как в Главкиевархитектуре были представлены предпроектные предложения группы архитекторов относительно регенерации территории Киевской цитадели с перспективным развитием музейного комплекса "Художественный арсенал" (ул. Январского восстания, 28—30). В чем новость? Авторы проекта считают необходимым восстановить валы Киевской крепости и расчистить территорию вокруг Киево-Печерской Лавры, а после дополнить ее музейно-экспозиционными объектами. Дескать, для создания комплекса нужно подходить к освоению территории комплексно. В чем градсовет единогласно поддержал архитекторов.

КИЕВСКИЙ КРЕМЛЬ

— Через 5—10 лет эта территория может обрести для Киева значение, сопоставимое с тем, чем является Кремль для Москвы, — считает Владимир Шевченко, один из архитекторов проекта. — Мы предлагаем воссоздать в центре европейской столицы историческую среду.

Более того, отметили проектировщики, все то, что запланировало государство в рамках музейного комплекса, вместить на существующей площади невозможно (площадь здания, где предусматривается разместить комплекс, составляет 28 тыс. "квадратов", а внутреннего двора, который может быть накрыт стеклянной крышей — 8 тыс. кв. м). Посему авторский коллектив предлагает сделать следующее. Во-первых, избавиться от транзитного транспорта по ул. Январского восстания. Как? Поначалу думали пустить машины под землю, прорыв тоннель под Лаврой, однако неизвестно, как это повлияет на святыню. В конце концов остановились на трех тупиковых подъездах к Лавре, то есть, на территорию цитадели въезд автомобилям будет заказан. Это, уверенны проектанты, даст возможность расширить Парковую дорогу до 4-х полос.

ПАРКИНГИ ПРЕДЛАГАЮТ ПОСТРОИТЬ ПОД ВАЛАМИ

Другой вопрос — куда девать транспорт, на котором посетители будут подъезжать к "Художественному арсеналу"? По подсчетам специалистов, для обеспечения комплекса нужно 2 тыс. машиномест (около 7 га). Впрочем, загонять под асфальт исторические земли, дабы обустроить парковки, — кощунство. Выход проектировщики видят в строительстве подземных паркингов под воссозданными валами Киевской крепости.

— По планам Минкульта, на территории комплекса должен быть большой концертный зал, — продолжил г-н Шевченко. — Но по нашему мнению, лучше создать огромный конгресс-центр с крупным многофункциональным залом (потребность в котором Киев в последнее время ощущает особенно остро — вспомните, то же "Евровидение". — Авт.), разметив его на территории нынешних обувной фабрики и военной типографии.

КОПАТЬСЯ БУДУТ НЕ МЕНЬШЕ 10 ЛЕТ

По словам архитектора, это — первый этап разработанного государством плана. И на его реализацию потребуется не менее 10 лет. Далее проектировщики предлагают в казарме "Арсенала" разместить исследовательские мастерские и институты, которые будут связаны с музейным комплексом подземным переходом. Ну и следующий шаг — снос нескольких военных зданий (жилых домов и общежитий) для обустройства больших рекреационных зон с озеленением, благоустройством, амфитеатрами. А подземное пространство под ними можно отдать под "магазины при музеях" (с сувенирами для туристов), рентабельность которых сопоставима с магазинами Duty Free.

Также на территории Киевской цитадели предлагается разместить большую библиотеку, объекты туристической инфраструктуры и гостиницы. При этом г-н Шевченко подчеркнул, что авторский коллектив обсуждал представленные предложения с представителями международных организаций и даже получил добро от ЮНЕСКО. Между тем, для дальнейшей работы и реализации проекта необходимо принятие госпрограммы, которая бы урегулировала, в частности, вопросы с отселением граждан из жилых-нежилых зданий и функционального назначения конкретных объектов.

Напомним: под "Художественный арсенал" Киеврада уже выделила около 10 га земли. Теперь столица ожидает субвенцию из государственной казны на создание комплекса.


МНЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
Василий Присяжнюк, главный архитектор Киева:
— Градостроительный совет предлагает авторам концепции продолжить работу с учетом замечаний. Территория должна быть освобождена от транспорта. Кроме того, в концепции нужно предусмотреть отельные апартаменты, определить границы охранных зон и использование других сооружений Киевского укрепления — и Васильковского, и Лысогорского. После этого концепция должна быть вынесена на рассмотрение Киеврады.