1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №10 (2251) за 16.01.2006

ЮЩЕНКО ПОШЕЛ ТРОПОЙ ДАНИЛЫЧА

Виктор Ющенко не дает украинцам спокойно завершить посленовогоднюю пьянку-гулянку. Не успела еще страна отойти от угроз разогнать парламент и ввести прямое президентское правление, как в канун старого Нового года, 13 января, в интервью четырем украинским телеканалам он выдал на-гора новый проект — референдум по изменениям в Конституцию. Грубо говоря, Ющенко хочет таким способом вернуть себе полномочия, которых он лишился с 1 января 2006 года после вступления в силу "политреформы" (напомним, что отныне реальная власть в стране принадлежит парламенту и назначаемому им правительству). По мнению президента, "политреформа" утверждалась с "грубым нарушением процедуры", а способ внесения этих изменений и их суть не были доведены до общества. А порочность реформы, дескать, была доказана после того, как Рада отправила в отставку правительство, что, как считает Ющенко, создало угрозу "национальным интересам" (по мнению же Рады, угрозу создавало само правительство — потому и отставили). Что от этой новой президентской идеи ждать стране?

ПОЧЕМУ ПРЕЗИДЕНТ ВЗБУНТОВАЛСЯ?

На первый взгляд, странно, что идею отмены политреформы президент озвучил уже после того, как она вступила в силу, а целый год до того "не чухался". Но тут надо вспомнить, как эта реформа принималась. А принималась она как компромисс между Ющенко и сторонниками Кучмы в разгар "оранжевой революции". Мол, первый соглашается на политреформу, а вторые соглашаются очистить ЦИК от стороников Януковича, ликвидируют открепные талоны и голосование на дому. Правда, "ющенковцы" выторговали у "кучмистов" важную уступку — политреформа вводилась в действие с 1 января 2006 года. То есть, им давался год на то, чтоб "попользовать" страну. Вероятно, "люби друзи" рассчитывали, что этого срока им окажется достаточно, чтобытать олигархами круче Ахметова и Пинчука, а популярность "оранжевых" взлетит до небес, и в парламент на выборах в 2006 году они въедут на белом коне. Но... Прежние олигархи не захотели делиться своими заводами, сами "оранжевые" промеж собой в борьбе за собственность перессорились, экономика из-за политических разборок пришла в плачевное состояние. Последствия не заставили ждать: уже к осени резко упала популярность Ющенко, произошел раскол в "оранжевой команде", пошли в рост рейтинги оппозиции. Тут-то "люби друзи" и поняли, что победа на выборах становится проблематичной, собственность и денежные потоки до 1 января 2006 года они никак "распилить" не успевают, а потому надо срочно поворачивать вспять политреформу. Но было уже поздно. Конституционный Суд — единственный орган, который мог признать эти изменения незаконными, к тому времени уже не функционировал. Но в новом году случилась отставка правительства и вызванный ею кризис. Президент решил воспользоваться этим, чтобы убедить страну в необходимости возвращение ему полномочий. Так и возникла идея референдума.

ЧТО ПОЛУЧИТСЯ У ЮЩЕНКО?

Скорее всего, ничего не получится. Во-первых, изменения в Конституцию может вносить только парламент (а одобрили ли их на референдуме — это не важно). Поверить же в то, что после выборов у Ющенко будет в новой Раде 300 голосов — невозможно. Во-вторых, по Конституции, президент может назначить референдум только после того, как в его поддержку было собрано 3 миллиона подписей. На сбор подписей отводится 3 месяца. Еще 3 месяца должно пройти до даты самого голосования после выхода соответствующего указа президента. Итого, референдум если и состоится, то уже далеко после выборов марта 2006 года, и, вероятно, уже после формирования нового правительства. Кого тогда он уже интересовать будет?

ТОГДА ЗАЧЕМ РЕФЕРЕНДУМ?

Тут можно предположить несколько вариантов. Первый — президент сказал о референдуме не подумав и уже вскоре возьмет свои слова обратно. Второй — президент действительно инициирует сбор подписей в поддержку референдума, но не столько ради конечной цели, сколько ради поддержки блока Ющенко "Наша Украина" на выборах (сбор подписей по всей стране — очень сильная пропагандистская акция). В случае если в Раде будет сформирована коалиция, которая устроит Ющенко и его окружение, референдум можно будет спустить на тормозах. Третий — если сформируется не устраивающая президента коалиция или же вообще депутаты не смогут собрать большинство и Рада будет распущена, референдуму могут дать ход. С какой целью? Если референдум состоится с нужным Виктору Андреевичу результатом (а это еще не факт, учитывая низкое доверие к президенту), он может предъявить Раде ультиматум — "или же принимайте изменения, или же я, руководствуясь волей народа, проведу их сам" (прямое президентское правление, разгон парламента и прочие нелегитимные действия).

Пока никто не верит, что Ющенко может пойти на нарушение Конституции. Но вспомним 2000 год. Тогда предшественник Ющенко Леонид Кучма также проводил референдум о расширении собственных полномочий. И тогда Рада также тянула с утверждением изменений в Конституцию. И осенью 2000 года Кучма всерьез рассматривал вероятность разгона парламента. Помешали этому, как считается, только "кассетный скандал" и резко негативная позиция Запада.

А что сейчас? Насчет нового !кассетного скандала" — неизвестно, а вот позиция США и Евросоюза совсем иная. Например, представитель ЕС по вопросам безопасности Хавьер Солана (тот самый, под чьим руководством НАТО бомбило Югославию), заверил недавно в телефонном разговоре Ющенко "в поддержке европейским сообществом шагов украинской власти для стабилизации ситуации в стране". А госсекретарь в министерстве иностранных дел Германии Гернот Эрлер уже почти угрожает: по его мнению, если в Раде после выборов возникнет антиющенковское большинство, это может дестабизировать Украину, что усложнит ее отношения с Европой.

Короче говоря, Запад зачем-то усиленно толкает Ющенко на скользкую дорожку Кучмы. Устоит ли наш президент от соблазна?