1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №10 (2251) за 16.01.2006

КАБМИН СЭКОНОМИЛ НА БЕДНЫХ, УРЕЗАВ СОЦИАЛЬНУЮ НАЛОГОВУЮ ЛЬГОТУ

С начала этого года, в соответствии с ростом основных госгарантий — прожиточного минимума и минимальной зарплаты — изменились и условия предоставления так называемой социальной налоговой льготы. С одной стороны, уровень дохода для ее получения увеличился с 630 до 680 грн., что значительно расширяет круг ее получателей. Но с другой — Кабмин в очередной раз сэкономил на бедных, урезав размер самой льготы.

ОБЕЩАЛИ КАК ЛУЧШЕ...

Напомним, что СНЛ была введена с 2004 г., когда в целях стимулирования легализации доходов населения пять прежних ставок прогрессивного подоходного налога (10%, 15%, 20%, 30% и 40%) заменили единой, 13%-ой. Однако при этом для малооплачиваемых категорий переход с 10% подоходного на 13%, естественно, обернулся бы не снижением, а повышением поборов. Поэтому пришлось учредить для них специальный механизм смягчения налогового давления — социальную налоговую льготу (СНЛ). По закону "О налоге с доходов физлиц", она применяется к заработе, если ее размер не превышает суммы прожиточного минимума (ПМ) для трудоспособных граждан, установленного на 1 января текущего года (с 1.01.06 г. — 483 грн.), умноженной на коэффициент 1,4 и округленной до ближайших десяти гривен. Отсюда порог предоставления СНЛ на этот год составил: 483 грн. х 1,4 = 676,2 грн., а после округления получается 680 грн.

То есть те, чей заработок не дотягивает до 680 грн., имеют право платить в казну не 13% подоходного налога, как все остальные, а существенно меньше. Для них налогооблагаемая сумма дохода уменьшается на размер СНЛ. Которую в свою очередь определили в размере одной минимальной зарплаты (МЗ), также установленной законом на 1 января (с 1.01.06 г. — 350 грн.). Было бы справедливо с минимального заработка вообще не брать налог — такая практика была в СССР, а сейчас действует во всех развитых странах. Однако, дабы не оставить местные бюджеты без главного источника поступлений, каковым является подоходный (а по данным ГНАУ, львиную долю этого налога дают именно низкооплачиваемые категории населения), было решено вводить СНЛ не одним махом, а поэтапно: в 2004 г. — 30%, в 2005-м — 50%, в 2006-м — 80%, и только в 2007 г. выйти на 100% от МЗ.

...А ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА

Собственно, главной целью данной статьи было напомнить людям о плановом повышении в этом году СНЛ до 80% от МЗ. Увы, хорошей новости не получилось. Минфин без шума и пыли протолкнул изменения в закон "О налоге...", "заморозив" дальнейшее увеличение льгот. То есть, СНЛ и в этом году составит те же 50% от минимальной зарплаты, а дальнейшее увеличение до 100% от МЗ вообще отменяется.

Прикинем, сколько может сэкономить, к примеру, человек, зарабатывающий 650 грн.

Вариант 1: работник не удосужился подать заявление в родную бухгалтерию на получение СНЛ. В этом случае с него возьмут: 2% (отчисления в Пенсионный фонд), 1% (в соцстрах), 0,5% (в фонд безработицы) и 13% подоходного. Итого — 81,54 грн.

Вариант 2: человек заявил свое право на получение СНЛ. Отчисления в соцфонды — те же самые, зато с него не возьмут подоходный со 175 грн. (50% от МЗ). В сумме с него снимут 58,79 грн., а экономия составит 22,75 грн.

Вариант 3: если бы на 2006-м не отменили налоговую льготу в 80% от МЗ. Тогда подоходный не брали бы с 280 грн., и налоги составили бы всего 45,14 грн. Выходит, держава экономит на каждом малооплачиваемом 58,79 - 45,14 = 13,65 грн. в месяц. Для тех, кто живет на грани бедности, не так уж мало.

Для различных незащищенных категорий СНЛ увеличивается 1,5 и 2 раза. К первым относятся: одинокие матери, имеющие ребенка-инвалида до 18 лет, многодетные родители (трое и больше детей), чернобыльцы I и II кат., инвалиды I и II гр. Ко вторым — Герои Украины, СССР, участники боевых действий ВОВ, бывшие узники концлагерей. Для них необлагаемая сумма доходов в этом году соответственно составит: 175 х 1,5 = 262,5 грн. и 175 х 2 = 350 грн.

ЗАКОН СТРОГ, НО БЕЗЗУБ

Получать СНЛ можно только по одному месту работы, по выбору самого налогоплательщика. Если же он трудится в нескольких местах и вздумает истребовать льготу дважды, а то и трижды, его ждут штрафные санкции: выявить махинации для налоговиков не составляет труда. Теоретически, пойманного на горячем должны лишить права на льготу за все месяцы, когда имело место нарушение. Реабилитироваться он может, подав заявление об отказе от льготы, на основании которого работодатель высчитывает и удерживает сумму недоплаченных налогов, плюс штраф в размере 100% этой суммы. И только когда он полностью рассчитается по долгам и штрафам, сможет вновь подать заявление на налоговую льготу. Но, как признали сами налоговики, закон не предуматривает никаких реальных мер воздействия на ловкача, разве что письменное уведомление с приглашением "сдаться" добровольно.

Однако тем, кто попадает в категорию налоговых льготников, не стоит ждать, что работодатель по собственной инициативе станет брать меньше налогов — он в этом никак не заинтересован. Поэтому претендент должен подать заявление по месту работы о предоставлении СНЛ, подтвердив при необходимости документами право на более высокую льготу. Фирма должна начать ее начислять со дня получения заявления. Понятно, что задним числом сделать перерасчет и получить переплаченные налоги нельзя.

P.S. В прошлом году вокруг СНЛ случился законодательный казус, от которого пострадали многие. Ввиду того, что бюджет-2005 был опубликован только 12 января, ГНАУ отказалась принимать во внимание заложенный в него новый ПМ (423 грн. вместо 382 грн.). И целых девять месяцев с людей брали лишние налоги. Пока ГНАУ, Минфин и Минюст не пришли, наконец, к консенсусу, что таки должен действовать более высокий показатель. Но и сейчас не поздно попросить работодателя сделать перерасчет за прошлый год с учетом нового порога СНЛ (630, а не 570 грн.), чтобы вернуть деньги на месте. Или — подать налоговую декларацию за 2005 год, по которой все переплаченные налоги вернет уже держава.