1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №11 (2252) за 17.01.2006

АФРИКАНСКИЙ БАРАБАН — ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА ОТ РЕВНИВОГО МУЖА

Мы уже вкратце рассказывали о комедийном спектакле "Двое других" по повести Аверченко, с участием Максима Леонидова, Алексея Кортнева и Андрея Урганта (конферансье в Бортковском сериале "Мастер и Маргарита"), который 2 февраля в Октябрьском дворце они покажут киевлянам. В интервью "Сегодня" Кортнев рассказал, что все трое в спектакле сыграли, по большому счету, самих себя. Правда, в отличие от героев Аверченко, в финале расставшихся, в жизни Леонидов, Ургант и Кортнев продолжают дружить, а Кортнев и Леонидов собираются совместно писать музыку к собственному телефильму, который задумали выпустить через год. Что касается театрального опыта, им не впервой, ведь для Макса и Алексея сценическая деятельность начиналась именно с театра, а не рок-н-ролла.

— Ответом на вопрос, как получился наш театральный проект, является фамилия Аверченко, — рассказал "Сегодня" Кортнев. — Все началось с того, что режиссер Андрей Тупиков поставил спектакль по собственной инсценировке повести Аверченко "Подходцев и двое других" в драмтеатре Петрозаводска. Спектакль оказался на фестивале в Петербурге, где его увидел Максим Леонидов, загоревшийся идеей перенести этот спектакль на антрепризную сцену. Так что все произошло достаточно механически. Леонидов сразу же пригласил меня попробовать свои силы, и после 2-3-недельных поисков и раздумий мы, слава богу, сделали предложение играть Андрею Урганту, потому что он определил довольно высокий уровень режиссерской и актерской проработки. То есть, получилась не легковесная комедийная антреприза, а, несомненно, комедийный, но при этом психологически очень точно выстроенный спектакль.

— В какой мере повесть Аверченко — о тебе с Максимом Леонидовым, ведь вы в жизни хорошие друзья? И как в вашу компанию вписался Андрей Ургант?

— Ну, скорее это Максим и Андрей находятся в более близких отношениях, чем я с ними, потому что у них было общее детство, и юность, и они росли в семьях, которые дружат между собой. В ходе этой работы мы действительно сдружились и много раз оказывались в ситуациях, когда нужно было проявлять дружеские отношения друг к другу, помогать. Так что в большой степени аверченковские тексты применимы и к нам.

— Ваш спектакль — тот традиционный Аверченко, которого мы себе представляем по книгам?

— На самом деле изменилось довольно много, но мы сохранили абсолютно все диалоги — там нет или почти нет никакой отсебятины. Мы на нее шли крайне редко и только в тех ситуациях, когда нужно было сделать действие более динамичным. Но таких моментов может быть с десяток на 3-часовой спектакль. Все остальное — диалоги и монологи Аверченко. В этом отношении его повести и рассказы очень удобны для инсценировки, ведь он писал практически прямую речь, авторских ремарок как таковых почти нет. Поэтому инсценировать это все было достаточно просто, на мой взгляд. Спектакль появился в результате бурных дискуссий, потому что изначально делался как студийная работа, где каждый участник имел полное право высказываться по любому поводу. Хотя у нас и был художник по декорациям, и художник по костюмам.

— Для вас это игра в самих себя или в других людей?

— Думаю, больше — игра в самих себя. Хотя я не могу сказать, что персонаж, которого я играю, так уж похож на меня, особенно портретно, но можно найти общие черты. Например, мой герой, так же как и я, с большим цинизмом и иронией относится к себе и окружающим, но он более жесток, чем я. Я в жизни котят не мучаю, не вешаю на заборе, конечно же (смеется). Максим и Андрей тоже наполнили свои роли собственным содержанием, ведь самые интересные и достоверные вещи происходят как раз в тот момент, когда человек играет то, что знает точно, не понаслышке. Поэтому, когда я играю с Андреем и Максом я, конечно, вижу на сцене Андрея и Макса, а не их персонажей. И это мне интересно.

— Тебе спектакль близок безбашенным оптимизмом или грустью по уходящему человека среднего возраста?

— Ну, надо сказать, безбашенного оптимизма там нет. Первые полтора часа зал хохочет, а потом, некоторое время, конечно, очень задумывается и грустит. Потому что неизбежно дружбу побеждает время и обстоятельства. В финале спектакля мы видим троих совершенно чуждых друг другу людей, которые тянутся, пытаются сохранить связь, но их уносит течением — в разные стороны. Грустно от осознания, что все это происходит на переломе эпох, и скорее всего, от всех троих дядечек через год–другой не останется ничего. Судя по их характерам, по той смелости и развязности, с которой они говорят, вряд ли кто–то вообще уцелеет.

— Похожие случаи были в твоей жизни?

— Я сумел сохранить связь с друзьями. Вот именно таких ситуаций, когда приходилось так мучительно расставаться, не было.

— В вашем спектакле сразу несколько "изюминок", например, совместные с Леонидовым и Ургантом песни, которые вы исполняете под акустические гитары и африканский барабан? А потом и вовсе чечетку отплясываете?

— Ой, чего только мы там не отплясываем! Это достаточно сложные танцы, потому что приходится "выкаблучивать" ногами, но специальных подковочек у нас на туфлях нет, и характерный чечеточный звук не раздается. Что касается песен, мы писали их втроем, потому что Андрей Ургант тоже замечательно пишет и у него множество очень смешных и лирических стихов. Макс написал несколько номеров, в основном, лирических, я написал несколько комедийных. Мы, как правило, просто накануне придумывали. Например, если во время репетиций придумывалась какая–то тема для номера, и мы понимали, что здесь хорошо бы сделать музыкальный номер, то просто раскидывали на пальцах, кто его будет писать, и через день–два уже приносили готовый номер. Эти песни в абсолютно разных стилях: романсы, речитативы, марши. В общем, это стилизация музыки, которая могла бы звучать в то время.

— Африканский барабан каким образом возник на сцене?

— На самом деле у Аверченко присутствует не барабан, а японская ваза, которую приносит один из друзей, преследуемый разъяренным мужем. Он, в качестве самозащиты, прихватывает вазу из той квартиры, откуда был вынужден бежать. Ну, мы играли с каким–то предметом, изображающим эту вазу, а потом, когда уже стали создавать всю музыкальную канву поняли, что нам не хватает ударного инструмента и что можно легко заменить японскую вазу африканским барабаном. Ведь уровень абсурдности от этого не изменится и, наверное, автор нам подобную замену простит. Купили настоящий африканский барабан и играем на нем в свое удовольствие.

— Ты из работы над спектаклем вынес для себя некий жизненный вывод, который "строить и жить помогает"?

— Я не верю в обучающую или просветляющую силу искусства. Совершенно. Мне кажется, что мы наоборот вложили в этот спектакль свой опыт и знание, и не приобрели ничего. Мы его породили из себя. И сейчас просто радуемся ему, как ребенку, но вряд ли можно сказать, что ребенок тебя чему-то учит. Мне кажется, единственное, что можно получить от хорошего спектакля — хороший эмоциональный заряд. Я думаю, мы ни в чем переубеждать своего зрителя не пытаемся, просто еще раз показываем хрупкость и невероятную ценность человеческой дружбы, любви. Вот эту ужасную хрупкость. Одним прикосновением судьба может разрушить это все.

— В повести Аверченко фигурирует журнал "Апельсин" — не появлялся соблазн двусмысленно использовать это название? Российские театры, приезжающие в Киев, пытаются выстраивать ассоциации с политическими событиями, особенно если в текстах произведениях классиков фигурирует оранжевый цвет, апельсины-мандарины и так далее.

— Мы просто об этом пока не думали, но подумаем, наверное. Хотя нет, мы в Украине уже играли, не думаю, что мы пойдем на такое. В спектакле и без того столько шуток, что еще одна сиюминутная и, тем более, политическая — не нужна.

— Вы с Леонидовым поработали в театре, может быть, возникла идея что-нибудь еще написать вдвоем?

— Да, возникла такая идея, но не для театра, а, скорее всего, для кино. Мы этим уже занимаемся, но это очень долгая и кропотливая работа, о которой пока говорить рано. Хотим сделать целую историю, большой музыкальный фильм, скорее всего, из нашего недавнего прошлого. Есть идея, есть средства, и сейчас мы скрупулезно занимаемся подбором готового материала. Думаю, увидеть это можно будет не раньше, чем через год. Как правило, год проходит от момента завершения сценария до выхода кино, а тут еще и сценария нет, так что, придется ждать довольно долго.

— Планируется участие и других известных российских музыкантов?

— Наверное, да.