1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №12 (2253) за 18.01.2006

"КАЖЕТСЯ, ВСЯ ЭТА КАША ЗАВАРИЛАСЬ СЕЙЧАС НЕ СЛУЧАЙНО — ПОД ВЫБОРЫ, ВРОДЕ КАК КОЗЫРЬ КАКОЙ ДЕРЖАЛИ В ЗАПАСЕ"

Непосредственно вокруг Ялтинского маяка сейчас "полный штиль" — на подступах ни пикетов, ни транспарантов. "Шторма" бушуют только в кабинетах заинтересованных лиц и на экранах ТВ. А маяк, как и прежде, загорается с наступлением темноты — работает в автоматическом режиме на фотоэлементах. Прежний смотритель Виктор Полищук за ним теперь наблюдает с берега. На территорию порта его не пускают.

— На этом маяке я работал с 1974 года, — рассказал "Сегодня" Виктор Дмитриевич. — И всегда со дня постройки, еще в 54-м, он находился в ведомстве Черноморского флота. Представьте, 30 лет никого в городе, тем более в Крыму, это не беспокоило. А тут, как черти из табакерки: без предупреждения, нахально приехали, взломали дверь, свой замок врезали. И с того дня, как я знаю, там так и не появлялись те гидрографы. Наша команда (Черноморский флот. — Авт.) будет в суд подавать. А мне кажется, вся эта каша заварилась сейчас не случайно — под выборы, вроде как козырь какой держали в запасе.

За какую "команду" в этой игре выступает директор Ялтинского морского торгового порта — на территории которого, собственно, и находится маяк — в городе ни у кого сомнений нет. Юрий Формус возглавил это госпредприятие Минтранса в апреле 2005 г. Портовому коллективу своего назначенца — тогда 41-летнего предпринимателя и депутата Гурзуфского поселкового совета, лично представлял уже экс-министр транспорта и связи Украины Евгений Червоненко. Назначение Юрия Формуса на такую должность — без опыта работы в отрасли и на таком уровне — в городе восприняли как сенсацию. Правда, были другие заслуги — Юрий Витальевич руководил местным предвыборным штабом Виктора Ющенко в минувшую президентскую кампанию. "Оранжевые" в Ялте набрали голосов в 8 раз меньше, чем "бело-голубые" — чуть больше 10%. Ну, еще личная дружба с Евгением Червоненко, о которой уверенно говорит молва.

Шумиха вокруг маяка директора порта Юрия Формуса еще не утомила, и он охотно дает комментарии и пояснения по ситуации. В беседе с корреспондентом "Сегодня" он рассказал, что никто ему "сверху" команды "фас" не давал.

— Еще в начале декабря 2005 г. была проведена инвентаризация, по итогам которой выяснилось, что на 1-м причале Ялтинского порта находится сооружение — маяк, который не числится на нашем балансе. При этом порт оплачивает энергоснабжение, необходимое для маяка, и платит земельный налог под этим имуществом недвижимым. Вот я и решил навести порядок. Никаких директив "сверху". А 10 января я назначил комиссию, когда была полностью закончена инвентаризация — с тем, чтобы установить принадлежность маяка, изучить нормативную базу. Есть соответствующие приказы Минтранса 1998-го и 2000 гг., которые устанавливают специальное учреждение — Госгидрографию. Установив наличие такой структуры, я к ним обратился официально с требованием обеспечить надлежащую работу, гарантирующую безопасную навигацию, и предложил заключить договоры на компенсацию земельного налога и электричества. Сразу же ко мне приехал представитель севастопольского филиала Госгидрографии. Мы заключили дополнительное соглашение к существующему договору на энергообеспечение маяка. Кроме того, я распорядился выписать должностным лицам, указанным руководством Госгидрографии, пропуска на территорию порта — потому что к маяку можно пройти только через режимную территорию порта. Тогда же был прекращен доступ всех лиц физических и юридических, с которыми у порта отсутствуют договора. Вот и весь "захват". Какие претензии могут быть у Черноморского флота, если они сами признают, что этот объект является собственностью Украины?