1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №12 (2253) за 18.01.2006

"ТАЙНЫ ВЕЛИКИХ ДУШ НЕЛЬЗЯ ВОРОШИТЬ, ВЕДЬ ОНИ МСТЯТ"

80-летие со дня загадочной смерти Сергея Есенина в гостинице "Англетер" в декабре 1925 года кино- и театральные режиссеры отметили очередными попытками переосмыслить жизнь поэта и докопаться до истинных причин его смерти, окончательно отбросив советские идеологические драпировки. В то время как версиями смерти занимался российский режиссер Игорь Зайцев и автор книги "Сергей Есенин" Виталий Безруков, театральный режиссер Роман Виктюк поставил спектакль о жизни — "Сергей и Айседора".

Телесериал, отстаивавший версию убийства Есенина властью, подвергся критике за многочисленные документальные несоответствия и своеобразную трактовку личности Есенина. Виктюк предложил прямо противоположный подход к осмыслению личности поэта, но тоже весьма спорный: "Эти люди — действительно невероятная тайна, которая свыше нам определена, и мне всегда казалось, что приоткрывать, раскрывать эту тайну — величайшая глупость, нужно только приближаться к ней". Корреспондента "Сегодня" Виктюк заверил, что его новый спектакль не приурочен к круглой дате, и задумывался уже давно, просто так получилось, что случайно на роль Есенина фантастически подошел молодой киевский актер. Свои оценки работе режиссера киевляне смогут вынести уже весной — Виктюк обещает привезти спектакль в Украину сразу после окончания суеты с выборами.

О РОЛИ ЕСЕНИНА

— Во время наших последних гастролей в Киеве к нам пришел 21-летний выпускник Киевского театрального института Дима Малашенко. И для меня стало очевидно — вот Сергей Есенин. Я его попросил на следующий же день принести томик стихов Есенина, и мы просто репетировали монологи поэта, ведь любой поэт — это, прежде всего, его стихи. Мне было интересно, какая степень безумия поэта Диме хотя бы приоткрылась. Мы с ним не говорили о версиях убийства Есенина, его ухода из жизни. В это время уже готовился сериал о поэте, но мне было интересно другое, каким Малашенко ощущает Есенина? И оказалось, что это его любимый поэт. Вот в таких случаях и возникает самый верный образ, когда артист постигает структуру, форму души поэта. Тогда он становится похож на него. И это действительно есть в Малашенко. Если бы его судьба не привела, спектакля бы не было. После этого я стал соображать какая подойдет Айседора.

О РОЛИ АЙСЕДОРЫ

— Были разные варианты. Но только Вера Сотникова, МХАТовская замечательная актриса, которую я знаю давно, оказалась под стать Диме Малашенко. Совершенно не имеет значения какой у нее танец, есть он или нет. Конечно, это глупость, если бы Сотникова танцевала, потому что передать того, что происходило с Айседорой, магического, таинственного во время танца, невозможно сегодня. И это опять же глупо, потому что это — тайна, загадка и она должна такой и остаться. Все — в молчании между этими двумя людьми, вибрации их тел, ауре.

— Спектакль построен исключительно на взаимоотношениях Есенина с Дункан?

— Только.

— Вы сторонник романтической версии?

— Я думаю, там есть все, потому что в безумии страсти есть и романтика, и пожирание друг друга. Это можно было бы делать как экзотику, но тогда совершенно другое количество пьянок, количество избиений. А здесь есть та искра, та молния, которая сверкнула и исчезла.

О СМЕРТИ ЕСЕНИНА

— Мы не могли обойти то, что произошло в "Англетере" 28 декабря 1925 года. Но, мне кажется, тайна в другом. Почему Есенин всю жизнь так неуклонно и последовательно шел к своей трагедии. "Англетеру" предшествовал ряд неудавшихся попыток самоубийства, а первая попытка ухода из жизни была предпринята юношей в неполных 17 лет, еще летом 1912 года. Мы об этом забываем!

И главное для меня сегодня — что мешало с юношеских лет жить в таком непростом и все же таком чудесном мире гениальному поэту? Который стал при жизни известным на всю страну, почитаемым и любимым? Если более внимательно прочитать, что о нем написано в воспоминаниях, то оказывается, что у него была своя собственная выработанная концепция о продолжительности века лирического поэта. Он был убежден, что поэт лирический не должен жить долго. По свидетельству очевидцев, Есенин считал, что жить надо не дольше 25 лет. "Я до старости не дотяну. Больше не хочу". Может быть, сам человек знает, когда на его пути встречается то единственное безумие, которое оправдывает, может быть, всю его жизнь. Это разломало его организм, он на Земле оправдал свое назначение и сгорел в пылу этой страсти, проговаривая миру о том, что в это мгновение человек имеет право сказать. И поэтому его последние строчки были написаны кровью в отеле: не горячечно, а по уму, когда уже сердце начало видеть. Вот его путь: от сердечного кризиса, страдания, которое заставляло его уже в 17 лет не верить в жизнь — к осознанному уходу. Да, от чувства, от полного осознания, что ты состоялся. Мне кажется, что это самое интересное. Мне кажется, что это определяет и его форму души, определяет безумие страсти, определяет и то, как он вел себя с Айседорой и во всех поездках ее в Германию, Америку, когда он понимал, что все он уже постиг. А пережить охлаждение любви он не смог.

О "СЕРИАЛЬНОМ" ЕСЕНИНЕ

— Сериал делает самое страшное — разгадывает эту тайну и дает свою версию. При таком подходе можно либо романтизировать, либо превратить его только в алкоголика, дебошира, человека, который ничего на своем пути не ценит, не впускает в себя добро, Бога, любовь, нежность. Это все как бы выведено за скобки. А главное — найти тех КГБистов, которые его погубили. Это не имело значение. Он к этому сам пришел. Это вопрос метафизический и даже не вопрос романтизации. Нет, он земной, ходит по земле, но он может не осознавать своего назначения на земле. Его никто к этому не готовил, никто не вразумил. Тут и вопрос о друзьях, и о партийных, и о том, как он в голод мог ездить в роскошном вагоне, видеть, как людей расстреливают. Ведь это все было на его глазах. И были вспышки отчаяния, безусловно, даже нет сомнения. Нормальному человеку это представить, ощутить и понять невозможно. Здесь нужно совершенно другое измерение. Это как бы взгляд оттуда, сверху, на нас самих, отрешиться от земного и взглянуть на земное с высоты, с выси, это не так просто. В этом фильме этого нет.

Я с праправнучкой есенинской встречался, знаю все их протесты, и это их право. Хотя, с другой стороны, мне только единственное грустно, что те, кто смотрит упорно телевизор, почти не интересуются литературой. Вот когда смотрят те, которые знают этого поэта, прочитали его стихи и знают наизусть — они совершенно по-другому смотрят на экранное действо. У них моментально или происходит отторжение или возникают вопросы, или протест против того, что тайны великих душ нельзя ворошить. Ведь они мстят, потому что находятся где-то среди нас.

О КИЕВСКОЙ ПРЕМЬЕРЕ

— Мы привезем обязательно. Сейчас мы сговариваемся, но поскольку в марте выборы, то с помещением очень сложно. Но когда уже выборы победоносно закончатся, мы обязательно приедем опять.