1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №12 (2253) за 18.01.2006

"СХОДИ В ИНТЕРНЕТ — КУПИ ХЛЕБА!"

В украинском интернете — уже более 1170 виртуальных магазинов. Теперь офисные работники могут, не выдумывая оправданий для шефа и не отходя от монитора, "шастать" за покупками. И хотя в Украине интернет доступен лишь 10% населения, ежедневно в таких магазинах "шоппингуют" свыше 130 тыс. посетителей. "Сегодня" решила выяснить преимущества и недостатки такого способа делать покупки.

И ЧТО ТАМ ПРЕДЛАГАЮТ?

Как мы убедились, ассортимент электронных магазинов богат: здесь можно купить мебель и косметику, одежду и белье, кухонную утварь и текстиль, лекарства и игрушки... Легко забронировать номер в отеле, билеты на самолет или в театр. Это удобно: во-первых, можно узнать афишу или расписание рейсов на месяц вперед, во-вторых, сэкономить время на поездке к кассам. А бесспорные лидеры по количеству и посещаемости — продавцы электроники. В самый посещаемый магазин (электронный каталог бытовой и компьютерной техники) ежедневно заходят 11 тыс. посетителей. В полночь его ассортимент вместе со мной изучало 97 человек!

Заказать суши на дом — нет проблем, или, не рыская по кафешкам, полакомиться шашлыком: цены сносные, доставка бесплатная. В сеть вышли и крупные продуктовые супермаркеты, на дом можно получить любые продукты. Из специализированного цветочного магазина среди зимы принесут и подснежники, и ромашки, не говоря о розах и комнатных растениях. Торговля столь специфическим товаром имеет особенности — букет дешевле 100 грн. найти сложно.

Из 25 наиболее посещаемых "крамниць" лишь две торгуют дисками и столько же — книгами. Услуга эта довольно популярна: облюбованную нами сетевую книжную лавку ежедневно посещают 1,5 тыс. человек. Ассортимент громадный, цены ниже базарных, а если нужной книги нет — достанут. Скажем, можно заказать доставку из-за рубежа редкой англоязычной литературы. Продаются в интернете и... идеи. Хотите оригинальную идею для рекламы чая? Пожалуйста! — $60. Появилось и нечто похожее на западные интернет-аукционы, хотя уровень пока не тот: на продажу выставляют грузовики, коллекции советских марок, чучела экзотических животных...

КАК СДЕЛАТЬ ПОКУПКУ

Для этого приглянувшийся товар следует поместить "в корзину" и, заполнив все поля, нажать "оформить заказ". Вам перезвонит менеджер, с которым уточните детали: название и количество товара, имя получателя, его телефон, адрес и удобное для получения время, форму оплаты, гарантии... В большинстве сетевых магазинов заказы делают по телефону, некоторые принимают и SMS.

Проще и надежнее рассчитаться по старинке — заплатить наличными курьеру во время получения товара (в редких случаях нужна предоплата, но ее советуем избегать). Как альтернативу, виртуальные магазины предлагают "безнал": перевод денег со счета на счет, расчет пластиковой картой или "электронными деньгами". Для оплаты можно воспользоваться и новой для нашей страны системой "виртуальных кошельков", но велик риск нарваться на интернет-жуликов, которые считают информацию и опустошат ваш счет.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ И РИСКИ

Как правило, заказ на указанную минимальную сумму в Киеве и других мегаполисах доставляют бесплатно и быстро. Если же товар отправляется в глубинку, придется ждать, а доставка влетит в копеечку. Например, цветы из столицы в область доедут за 30 грн., в другие города — за 89. Купленный в "сетевом" мебельном магазине диван в пределах Киева привезут бесплатно, но только до подъезда. Хотите, чтобы занесли в квартиру — готовьте 30 грн. Мебель принесут в разобранном виде, а за сборку потребуют от 5% от ее стоимости. За доставку по области возьмут 2 грн./км, а в другой город — 20 грн. за каждые 10 кг. веса. Из-за "переезда" в другой город товар дорожает от 1,5 до 50%.

Главная проблема заказов по интернету — это скорость доставки. Если с бытовой техникой и с мебелью не очень принципиально когда она к вам попадет — через день или два (да и если прямо в магазине крупную вещь покупать — приедет она к вам не быстрее), то что касается тех же цветов и продуктов — ситуация иная. Как правило, они нужны "прямо здесь и сейчас", а большинство интернет-представительств торговых точек предлагает их доставку "в течение суток", "в течение 12 часов" или около того. При этом, еще и промежутки времени в которые приедут курьеры с товаром (и в которые их надо ждать безвылазно в квартире) назначаются иногда величиной в часов пять. Такой вариант подходит если надо сделат "закуп" на какое-то заранее известное мероприятие (например — день рождения). Но и здесь надо быть внимательным. Из личного опыта: однажды через интернет был сделан заказ на крупную сумму как раз под день рождения. Привезли почти через сутки после того как заказ был сделан (предварительно перезвонив и уточнив время и ассортимент — часть того, что заказывали не было в наличии). При беглом осмотре вроде как все оказалось правильно, деньги были уплачены и курьер уехал. А затем вдруг выяснилось, что воду минеральную привезли без газа, хотя заказывали "газировку". Видно, перепутали в суматохе. Так что, будьте бдительны и проверяйте товар — тот ли.

Наконец, еще совет насчет бытовой техники (особенно это касается покупок через те магазины, которые существуют только в сети). До расчета позвоните в сервисный центр, указанный в гарантийном талоне, и убедитесь, что продукция данного магазина там "прописана". Товар оказался бракованным, у вас есть чек, а продавец отказывается возвращать деньги? Обращайтесь в управление по защите прав потребителей. Если магазин не образумят и там, выход один — подавать в суд.


А КАК У НИХ
Электронная коммерция в 2005 г. показала хорошие результаты: продажи в Сети достигли $143,2 млрд, что на 22% больше, чем годом ранее. Оn-line-продажи в 2005 г. составили 6% всех мировых трат на различные покупки (исключая автомобили, бензин и продукты питания).


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Заказ не обязывает покупать принесенный курьером товар. Можно, например, померять белье, и если оно не нравится, отказаться от него, не объясняя причин.
Приобретая технику, не поленитесь позвонить в указанный в гарантийном талоне сервисный центр, чтобы убедиться, что выбранный вами магазин там действительно обслуживают.
Если покупка устраивает, обязательно возьмите у курьера квитанцию с суммой заказа — только так сможете вернуть деньги, если впоследствии товар окажется некачественным.