1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №12 (2253) за 18.01.2006

ЗАВТРА ПОМОЛИТЕСЬ — ВАШИ МЕЧТЫ СБУДУТСЯ

ПОСТАВЬТЕ КРЕСТ НА ДВЕРЯХ

"Крещением" — праздником Богоявления — завтра заканчиваются святки. Эти дни наполнены застольями и хождением друг к другу в гости. И никто, в том числе и самые ревностные монахи, не должны поститься и преклонять колена при молитве, будь то в храме или келье. Двенадцатидневный зимний цикл символизирует собой приход в мир Спасителя и его жизнь до тридцатилетнего возраста. Начинается он с Рождества Иисуса, а заканчивается Крещением Господним в Иордане Иоанном Предтечей и выходом Христа с открытой проповедью. Между этими событиями вспоминают поклонение волхвов, пришедших за Вифлеемской звездой, бегство праведного Иосифа с Девой Марией в Египет, и избиение младенцев от посчитавшего себя одураченным, разъяренного Ирода Великого, царя иудейского.

Перед наступлением Крещенского свят-вечера, по народному преданию, — время разгула нечистой силы. Она норовит проникнуть в дом оборотнем — в любом обличье. Чтобы оградить жилище от проникновения в дом таких "незваных гостей", ставят мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, которые считаются надежной защитой от всего бесовского. Не поставь в крещенский сочельник креста на дверях — быть беде, считали в старину.

Церковь, конечно, считает это поверье, как и многие другие, выдумками, но люди на всякий пожарный считают, что "на Бога надейся, а сам не плошай"...

КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА БУДЕТ ВАС ЛЕЧИТЬ ВЕСЬ ГОД

Непременный атрибут праздника — крещенская вода. Освящение ее производится дважды: вечером, накануне — в храмах, и в день праздника — на водоемах. Для этого совершают крестный ход — "на Иордань". Так зовется прорубь, приготовленная специально по такому случаю. Вода на Богоявление приобретает особую силу и годами не портится. А потому называется "великой агиасмой" — святыней. Самое интересное, что такие свойства в эти дни приобретает вся вода в природе, даже в обычном трубопроводе. Бутылочку "иорданской" издавна считалось необходимым иметь в каждой хате. По глоточку, в случае любой болезни, ее принимают натощак. Народ окропляет дом и вещи во избежание сглаза, порчи и других напастей.

Как рассказывает древняя легенда, один киевский купец, путешествуя по Палестине, уронил в Иордан свой кувшин. А по прошествии нескольких лет нашел его уже дома — в родном Борисфене. С тех пор люди считают, что неизведанным подземным путем эти реки соединяются. Но смысл эта красивая притча имеет, безусловно, символический. Ведь Киев для нас, славян — второй святой Иерусалим, а Днепр, соответственно — наш Иордан.

До революции на Водосвятие большая часть горожан приходила в Богоявленский монастырь на Подоле. Разрушили его в 1935 году, в самый пик борьбы "с предрассудками". Тогда раздача крещенской воды приравнивалась к религиозной пропаганде и наказывалась уголовной статьей. Теперь в день праздника ее снова запасают и раздают во всех существующих храмах. Многие, тем не менее, предпочитают идти за водой в особые места, как, например, в Лавру — к колодцам преподобных Антония и Феодосия, ведь там она "особая".

Святки заканчиваются так же, как и начинались — Сочельником, с кутьей, узваром, колядками и щедрым вечером. А также ожиданием первой звезды — для тех, кто верит, что мечты сбываются, если не перестаешь верить.


ТРАДИЦИЯ
Слово "Богоявление" имеет два значения. Одно говорит о том, что жизнь Мессии, скрытая раньше от народа, стала явной — настало время исполнения его миссии. А кроме этого, в момент самого Крещения, по Евангелию, Бог явил себя воочию — с неба в образе голубя на Христа спустился святой дух и прогремел голос: "Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение".
Отсюда и народное поверье: "На Богоявление небо открывается, о чем ему помолишься, то сбудется".