1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №14 (2255) за 20.01.2006

ПОРТРЕТЫ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ БЕЗ ЕДИНОЙ КАПЛИ КРАСКИ

Полтора года назад народный умелец из Котельвы Николай Переяславец получил письмо от американского президента. Новость по поселку разлетелась мгновенно. А односельчане стали посматривать на Николая Демьяновича как на чудака, а точнее, человека со странностями. Мол, чем же ниспослана честь эдакая? В послании с другого континента Джордж Буш вместе с женой благодарили мастера за изготовленный для них портрет. "Так, с легкой руки американского президента я стал мистером", — улыбается Переяславец.

А недавно Переяславца разыскало еще одно письмо-благодарность. На этот раз из Канады. Год назад умелец передал портрет Тараса Шевченка в единственный в Канаде музей Кобзаря.

ПОРТРЕТЫ БЕЗ КАПЛИ КРАСКИ

Более 20-ти лет прошло с тех пор как Николай Демьянович освоил довольно редкую технику маркетри. В переводе с французского замысловатое слово означает "инкрустация деревом по дереву". Если проще — деревянная мозаика.

А начиналось все со стройбригады на далеком севере, где и работал будущий умелец. Однажды бригадир-Переяславец отругал своего подчиненного за постоянные опоздания. А тот в ответ: хобби время отнимает, вы бы видели, что я делаю дома. Действительно, работы Николая Демьяновича заинтересовали. Потихоньку сам начал осваивать древнее искусство. Да так увлекся, что и по сей день остановиться не может.

За годы умелец из глубинки сотворил более сотни портретов. Интересны они тем, что в них нет ни капли краски. Все оттенки и цвета — это разные породы дерева. Дело в том, что когда его покрыть лаком, он начинает "вытягивать" цвет. А природа уже постаралась на славу. Например, только разновидности ореха имеют цветовую палитру от белого до черного (более сотни оттенков). Богат на текстуру и тополь, красное дерево.

Для изготовления одного портрета Николай Демьянович использует десятки пород и их разновидностей. "Когда складываешь портрет, — делится мастер, — он получается однотонным, желтым. А вот, когда лаком покроешь — дерево оживает, темнеет, белеет. Это при работе все нужно в голове держать".

ОРЕХОВЫЕ ВОЛОСЫ И БУКОВЫЕ ЛИЦА

Вначале мастер делает наброски карандашом. Потом разбивает портрет на части, учитывая игру света, морщинки. Только после этого начинает работать с деревом. Занятие это хлопотное и отбирает кучу времени. Как правило, лица у Переяславских героев буковые. Хотя дерево очень капризное, твердое и с ним не просто работать, зато по цвету и текстуре очень подходит. Волосы мастер выкладывает чаще из ореха. А вот если орден кому-то нужно "повесить" — без лимонного дерева не обойтись. Только оно дает золотой цвет. Знать, как оказывается, нужно не только тональность, но и фактуру дерева. Именно она может передать велюр, железо, кожу. "Над одним только глазом могу просидеть неделю. Нужно выложить так, чтобы он как живой получился, блеск передавал", — делится секретами мастер.

А вообще работа над каждым портретом занимает до двух месяцев. Приблизительно столько времени умелец потратил, чтобы изготовить портрет американского президента. Свою работу Переяславец переслал в Америку дипломатической почтой. Вскоре мастеру и ответ из Белого Дома прислали. Да еще не простой, с извинениями за задержку.

Еще одна работа Николая Демъяновича уже давно обитает на туманном Альбионе. Это портрет любимицы англичан принцессы Дианы. Умелец из Котельвы нарушил общепринятые правила, ведь венценосных особ имеет право изображать только определенный круг мастеров. Портрет леди Ди Переяславец считает одной из своих лучших работ. Так как и портрет российского президента Путина. Его вручил Владимиру Владимировичу Леонид Кучма на церемонии закрытия Года России в Украине.

С КОСОЙ ТИМОШЕНКО НАМУЧИЛСЯ

Немало довелось потрудиться Николаю Демьяновичу над портретом экс-премьера Юлии Тимошенко. Выложить ее косу было не так-то и просто. К слову, работу над любым портретом мастер начинает, как правило, с прически. Это уже стало традицией. А уж потом потихоньку "скускается" вниз по лицу.

На днях мастер закончил трудиться над портретом Екатерины Ющенко. Эта работа самая большая в коллекции умельца. Около 3-х месяцев колдовал Переяславец над женой президента. Портрет же главы державы изготовил давно, года за два до революции. Тогда в Котельву мини-делегация приехала. Среди гостей был одноклассник Ющенко. Его привезли, чтобы оценил: похож?

На ярмарке в Сороченцах, Николай Демьянович вручил президенту портрет Тараса Шевченка. Кстати, свои работы мастер раздаривает часто. "Не отказался бы, — сознается, — если бы находились покупатели. Жить за что-то нужно. А еще сыну помочь хочется. Да и дерево, лаки — все это обходится в копеечку. Не говоря уже о зрении. А однажды работа над одним портретом стоила мастеру трех пальцев на левой руке. Вытягивал дерево из станка. Зазевался и сильно руку поранил. "В больнице шок был: как же буду работать дальше? — вспоминает мастер. — Неужели все? А потом — стоп! — рука-то левая. Еще и швы не сняли, а я уже в мастерской трудился".

Переяславец изображает не только президентов. Есть в его коллекции и простые работяги. Любуясь работами Николая Демьяновича, ему не единожды предлагали переехать в Харьков, и даже в столицу работать приглашали. Но отказался. "Родное здесь все для меня, не променяю ни на что", — пожимает плечами.