1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №17 (2258) за 24.01.2006

ЮРИЙ ЛУЦЕНКО ОБЕЩАЕТ ПОДАРИТЬ КАЖДОМУ АВТОЛЮБИТЕЛЮ ПО 1000 ГРИВЕН

Сегодня, как и обещали в прошлую пятницу, публикуем окончание интервью с главой МВД Юрием Луценко, посетившим редакцию накануне. Возвращаясь к резонансному "делу Гонгадзе", просим гостя объяснить, что делали его подчиненные в Израиле во время шумных поисков там беглого генерала Алексея Пукача, обвиняемого в убийстве журналиста.

О НАШЕЙ МИЛИЦИИ В ИЗРАИЛЕ

— Юрий Витальевич, известно, что группа сотрудников МВД в прошлом году выезжала в Израиль почти одновременно с группой Кожемякина из СБУ (о последней говорят, что именно этот "спецназ" спугнул Пукача). Зачем ездила?

— В Израиле ( и других ключевых странах) есть представитель украинского МВД. Получив сигнал о возможном нахождении там Пукача, он связался с израильскими коллегами. А из Украины к нему вылетели наши специалисты, чтобы показать израильтянам документы расследования и помочь начать процедуру экстрадиции — если Пукач окажется там. А дальше... Скажу так: государство Израиль знает, что такое наше МВД — это аналог их МВД, то же с прокуратурой. Но Израиль не знал, что такое "спецназ СБУ", потому случилось то, что случилось...

— Ваши люди не собирались сами задерживать Пукача?

— Нет, конечно, это исключено для нас в любых странах. Если было бы иначе, извините, все три "Б" (Бакай, Билоконь, Боделан. — Ред.)уже давно были бы здесь... Ведь не секрет, что г-на Бакая в России задерживали не наши правоохранители, и не российские, а "эсэнговские" — из Бюро по координации борьбы с оргпреступностью СНГ. Да, в России были наши офицеры, в нашем посольстве, они советовали, как это лучше сделать, но не имели права даже рядом на улице находиться...

О СОЦСОРЕВНОВАНИИ ПО ФАЛЬСИФИКАТОРАМ

— Говорят, после вашего назначения главой МВД в облуправления были спущены указания дать вал по фальсификаторам выборов. Это правда?

— Вы можете в нашей пресс-службе получить копию поручения моему заму Коляде, который координировал этот вопрос. Да, действительно, было сказано: заниматься фальсификаторами, потому что это было и остается крайне резонансным делом.

— Но между областями, по нашим данным, началось настоящее соревнование: кто даст большую цифру фальсификаторов, чтобы получить одобрение сверху...

— Какое может быть соревнование, если области очень разные. Сравнить, например, Донецкую область с Ивано-Франковской даже по населению нельзя... Но я действительно требовал, чтобы сверялись 100% списков голосовавших по открепительным талонам. Это была адская работа, но в течение 4 месяцев она была проведена.

О ПОВЫШЕНИИ ШТРАФОВ И КРЕДИТНЫХ КАРТОЧКАХ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ

— Верховная Рада так и не приняла законопроект о повышении штрафов за нарушение правил дорожного движения...

— Я бы не называл так сей документ. Это целый комплект (полтора десятка законов), включающий изменения даже в закон о пчеловодстве. Он должен привести к новому качеству ГАИ. Я не буду возражать, если название ГАИ оставят и прежним, хотя назвал бы, как во всем мире — дорожной милицией. Мы такие предложения подали. Тем не менее, депутаты уже дважды не захотели включать их в повестку дня. Коммунисты поддерживают другой законопроект, с нашей точки зрения, недопустимый. Он, в частности, предусматривает устное право доверенности на машину, не снятие и не постановку на учет при перепродаже. Можете себе представить, что начнется... Мы же внесли закон, где на 70% снизили случаи штрафования, оставив только самые важные. По ним действительно повысили штрафы. Но простите, о какой обдираловке трудящихся идет речь, если будем брать 50 гривен за проезд на красный сигнал светофора?

— А сейчас сколько?

— 17. А будет — 85. Это при том, что за курение в общественных местах депутаты тоже 50 грн. штрафа постановили... Уважаемые, 270 тысяч человек в прошлом году было зарегистрировано работниками милиции в нетрезвом состоянии за рулем! 270 тысяч потенциальных убийц! И мы после этого говорим, что не нужно ужесточить ответственность?!

— Но многие автомобилисты убеждены, что повышение штрафов приведет не к улучшению ситуации на дорогах, а к расцвету коррупции. Потому что сейчас взятки гаишникам платят только те, кто сильно торопятся. Ведь официальные штрафы-то мизерные. А если они будут 50, 100 гривен и выше — тогда уже у самих водителей будет железная мотивация давать взятки...

— Что нужно, чтобы не брали взяток? Нужно технически отстранить нарушителя от милиционера. Мы планируем принять постановление Кабмина, чтобы каждый владелец автомобиля, водитель имел банковский счет и карточку. У работника дорожной милиции и патруля будет специальный "считыватель", по которому карточкой провел — и 85 гривен снято. При этом банковские учреждения готовы предоставить карточку бесплатно, например, на сумму в 1000 грн. И если клиент не восполнит заплаченный штраф через пять дней, тогда счетчик начнет снимать 7% от этой суммы.

— А банки сами положат 1000 грн?

— Да. Их можно будет использовать и в магазинах. Но 200 грн. неприкосновенны — только для штрафов.

— Какой банк будет в этом участвовать?

— Тот, который пройдет тендер.

— Если в стране 7 миллионов автолюбителей, тысячу гривен каждому — получается 7 миллиардов! Не слабо! Где ж такой банк замечательный возьмется?

— У меня уже есть предложения от одного банка. Не будет хватать средств у одного — сделают пул. Не смогут наши банки — придут западные... Но вернусь к коррупции. Взять место ДТП. Там тоже имеют место взятки и между участниками, и между теми, кто фиксирует. Мы до конца года планируем всем выдать видеокамеры, чтобы снимать любое ДТП с серьезными последствиями, дабы потом не перерисовывали схему карандашами. Планируем встретиться с Моторно-транспортным бюро (оно об этом еще не в курсе, но узнает из вашей газеты) и предложить покупать у нас номера автомобилей с определенными яркими обозначениями, по которым можно сразу определить, что машина застрахована. Срок страховки закончился — знак подлежит изъятию. И еще одна ключевая вещь, которую мы хотим сделать, — передать в этом году техосмотр от милиции в бизнес. У нас будет происходить только сверка номерных знаков, идентификация автомобиля, все остальное — в бизнесе. Соответствующий законопроект с предложениями президента на днях уйдет в парламент.

О ЗАРПЛАТАХ ГАИ И "ХИТРЫХ" ЭВАКУАТОРАХ

— Просто поразительно! Но вы не упомянули еще одну меру, которую называют как главную почти все наши читатели — увеличить зарплаты гаишникам. Если штрафы увеличиваются в три раза, то зарплата гаишников должна возрасти в пять раз — тогда со взятками вопрос решиться быстро.

— О зарплате. Когда я пришел в МВД, первый год работы в милиции оплачивался в 350 грн. Теперь же в январе было около 700, сейчас будет 900. На большее страна не готова. За пятый год службы — больше 1200. Да, это мало с точки зрения удержания от соблазнов. Вообще нельзя представить, сколько человеку нужно заплатить, чтобы он из-за этого не брал взятку. Зарплата не единственный фактор...

— То есть зарплата автоинспекции не будет повышаться пропорционально повышению штрафов?

— Пропорционально штрафам — нет. Потому что штрафы идут в госбюджет, а не в бюджет милиции.

— Ну, значит, будут давать и будут брать. А может, подождать, пока бюджет будет способен платить нормальную зарплату, а только потом поднять штрафы?

— Ждать нельзя. Мы имеем 7000 трупов на дорогах. Во всех европейских странах главной причиной ДТП с тяжкими последствиями является пьянство за рулем. Мое мнение — нужно после повторного пьянства изымать права, и мы это предусматриваем в законе (по решению суда).

— А что можно будет по новому (вашему) закону по сравнению с нынешним положением??

— Можно будет без ремня ездить (сейчас еще нельзя)... С парковкой наводится порядок. Можно эвакуировать, но нельзя это делать так, как сейчас одной коммерческой структурой в Киеве. Мы возбудили относительно нее уголовное дело за незаконное изъятие автомобилей с места стоянки и взяточничество.

— То есть теперь водители могут смело обращаться в МВД или подавать в суд за то, что их авто эвакуировали?

— Я б не хотел бы давать советы тем, кто паркует машины в неположенных местах. Для Киева это колоссальная проблема. И возбудили мы уголовное дело не потому, что такая фирма существует (она была создана Киевсоветом на основании специфического закона и специфических полномочий, которыми обладает город-герой Киев). А потому, как она решает вопросы с владельцами эвакуированных авто — через обмен, скажем так, бумагами. То есть, зачастую это просто способ выкачивания денег. Мы такие факты зафиксировали и передали в городскую прокуратуру. Поинтересуйтесь у начальника столичной милиции Яремы, я ему поручил персонально этим заняться...

О ПРЕМИРОВАНИИ ВЗЫСКАНИЕМ

— Кстати, о столичной ГАИ... Чем закончилась история с конфликтом между автоинспекторами и тогда еще нардепом Сергеем Головатым?

— Было проведено служебное расследование и установлены некие процессуальные нарушения со стороны сотрудников ГАИ. Они понесли дисциплинарные взыскания.

— А нам они рассказывали, что их премировали... Взысканиями, что ли?

— Гаишники были чуть позже премированы за то, что не боятся депутатского мандата. А вот за неправильные процессуальные действия, кстати, не только их, а и тех, кто прибыл на место происшествия, и перекидывал из одного райуправления в другое, привлекли к дисциплинарной ответственности.
В беседе принимали участие
Игорь Гужва, Александр Корчинский, Ольга Гук,
Александр Ильченко, Валерия Чепурко, Александр Чаленко,
Евгений Ихельзон, Богдан Грабовский