1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №18 (2259) за 25.01.2006

"НАБИРАЯ НАШ НОМЕР, НАЧИНАЮТ КРИЧАТЬ, РУГАТЬСЯ, МАТЕРИТЬСЯ"

Честно говоря, я за помощью в подобные службы не обращалась. Привыкла как-то решать проблемы сама. Но, положа руку на сердце, признаюсь, иногда хочется выговориться, а рядом никого нет. Так для этого, что ли, существует "Линия доверия"? И почему телефонные номера не стоят рядом с "01", "02", "03"?

Позвонила в справочную. "Девушка, дайте, пожалуйста, номер "Линии доверия". "33-10-100", — ответили на другом конце. Неужели все так просто?

— Так бывает не всегда, — улыбается консультант Татьяна Покровская. — Но о нас знают многие. Может, потому, что работаем уже с 1999 года, и за это время к нам обращались не только с Украины, но зарубежья. Это где-то 120 тысяч человек, которые нуждались в помощи и поддержке в критической ситуации.

"Служба спасения" разместилась на третьем этаже обычной хрущевки. Мебель только самая необходимая: парочка диванов, столы с телефонами, факс. Зато на кухне по-домашнему уютно. Работает тут шесть операторов. На телефоне "сидят" посменно, по два человека. Честно говоря, за то время, пока я присматривалась и пила чай, почти никто не позвонил. Как уверила сама Татьяна Степановна, это случается нечасто.

— Бывает такое, что только и успевай трубки менять, — улыбается она. — А сегодня затишье. Может, и рановато. Ведь пик звонков приходится на вечер и ночь, когда люди приходят домой. Работать у нас сложновато. Ведь главное — готовность выслушать. Если вы заметили, мы даже работой наше дело не называем. Просто бесплатно помогаем людям разобраться с проблемами. Хотя звонки тоже бывают разными. Некоторые, набирая наш номер, начинают кричать, ругаться, материться. А мы тем временем пытаемся наладить контакт.

ВАЖНЕЙ ВСЕГО — ПОГОДА В ДОМЕ

С чем же обращаются люди в "Линию доверия"? Чаще всего с семейными проблемами. И количество подобных звонков растет с каждым днем. Консультанты уверены: причина в том, что у нас нет института семейного воспитания.

— Когда человек звонит нам и говорит, что он в кризисной ситуации — это уже хорошо, — уверен консультант Виктор Грушевой. — Значит, он сам это осознает. И ему проще помочь: он сам этого просит. Однажды нам позвонила 13-летняя девушка. У Вики никак не складывались отношения с парнем, который был старше ее на 7 лет. В школе психолог заверил ребенка, что в таких отношениях нет ничего плохого, но от этого ей было не легче — парень требовал большего, чем общение. Не получив желаемого, он стал бегать за другими, продолжая мучить Вику морально. Оказалось, Вику мама воспитывала одна, они регулярно ссорились.. И подсознательно девушка искала в лице своего молодого человека душевное тепло и понимание, которого не было дома. После нашей консультации Вика по другому посмотрела на отношения, помирилась с матерью, а с парнем прервала всяческое общение.

— Проблема невнимания родителей к детям гораздо серьезнее, чем многие думают, — подхватывает Татьяна Покровская. — Папы-мамы смотрят на своего ребенка, но не видят его. Они говорят: "Нам нужно зарабатывать деньги, а тебе — учиться и приносить хорошие оценки. На остальные "мелочи" времени нет". Нет элементарной дружбы между сыном и отцом, футбола во дворе и катания на санках. Вот и идет ребенок туда, где его принимают. К примеру, в компьютерный клуб или к игровым автоматам. В семье назревают конфликты. Муж с женой не находят ничего лучшего, как спорить и обвинять друг друга в том, что они не доглядели сына или дочь. Порой доходит и до развода.

"СПАСИБО, ЧТО ПОЗВОНИЛИ"

Полистав "бортовой" журнал, в котором консультанты описывают каждое обращение, я заметила, что женщины звонят чаще (где-то 65%), чем мужчины. Объясняется это просто: они более эмоциональны и принимают все близко к сердцу.

— Ужасно, но наш окружающий мир, сегодняшняя мораль твердят, что свободные отношения, разврат, побои — это нормально, буднично, — сокрушается Виктор Васильевич. — Поэтому у людей появляется повышенное чувство ненужности. Многие впадают в депрессию. К примеру, молодая девушка выросла в семье, где папа был военным. Их отношения строились на приказах отца и ее четком исполнении их. Со временем девушка уехала в другой город и растерялась. Самостоятельно она не могла принять даже самого простого решения. Она нам позвонила, плакала, кричала, что выбросится из окна. Для тех, кто думает о суициде, простые слова "Спасибо, что позвонили" — настоящий спасательный круг. Да и сам звонок — первый признак того, что человек в действительности хочет жить и просит о помощи.

— Определенно нельзя сказать, сколько нужно времени, чтобы гарантированно помочь человеку, — признается Татьяна Степановна. — Бывает, один разговор длится по часу и больше. Есть и такие люди, которые сами отказываются от помощи, бросая трубку. Они, видимо, набирая номер, уже выстраивают приблизительный сюжет разговора. Другого слушать не желают. А мы не всегда говорим то, что приятно слышать. Конечно, давить на психику человека тоже не имеем права. Поэтому и звонки наши конфиденциальны. Кто хочет, оставляет свой номер, и мы с ними созваниваемся, интересуемся изменениями. Благодарят потом многие.

Консультанты так и не смогли назвать мне проблему, с которой справиться труднее всего. Все они так или иначе касаются семейных отношений. Но нет ничего страшнее, когда семья рушится.

— Когда речь заходит о разводах, то мы первым делом смотрим, можно ли эту семью еще спасти, — рассказывает Татьяна Степановна. — Не верим в то, что люди "не сошлись характерами". Так говорят только те, кто сам себя со стороны никогда не видел и не старался проявить терпимость, понимание. Но случается, что семью действительно сохранить нельзя.

— Я могу даже пример привести, — подхватывает Виктор Васильевич. — Одна женщина позвонила и просто плакала в трубку. Призналась, что уже неделю не может заставить себя выйти из квартиры, так ей плохо. Семья оказалась на гране развода. Причина крылась в том, что родной отец изнасиловал ее, когда она была еще школьницей. Для девочки это была большая психологическая травма. Она ни с кем не могла об этом поговорить. И только спустя годы решилась рассказать это своему мужу. Вместо ожидаемого участия, муж стал обвинять ее в случившемся. Словом, вел себя так же, как и ее папа... После нашего разговора женщина смогла, наконец, пересилить себя выйти из дома и решилась на примирительный разговор с мужем. И как после такого можно утверждать, что экономические проблемы важнее семейных?