1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №18 (2259) за 25.01.2006

ДО КОНЦА ЗИМЫ НАДО УСПЕТЬ ПРИБАРАХЛИТЬСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ

Во всем мире небогатые люди одеваются на сезонных распродажах — так намного дешевле. А продавцы таким способом борются с падением покупательского интереса после новогодних праздников (опустошительных для кошельков) и во время отпусков (все копят на море). Несмотря на мороз, для любителей прибарахлиться по дешевке сейчас наступила "горячая пора": начались крупнейшие в году распродажи — зимней одежки и обувки.

СКИДКУ ИЩИТЕ НА ПОДОШВЕ

Дикий холод прогнал охочих до обновок граждан с базаров в магазины. Почти все витрины радуют глаз надписями "распродажа" и "скидка". Торговцы избавляются от коллекции "осень-зима", освобождая место для "весны-лета". Скидки впечатляют: модную обновку можно купить на 10—70% дешевле. В первом попавшемся "дисконтном" магазине в лоб спрашиваю у продавщицы: "Зачем устроили скидку?" Пару секунд она ошарашено хлопает глазами, и убедившись, что я не издеваюсь, поясняет: "Надо освободить место для более актуального гардероба. "Сливаем" то, что залежалось".

Салон с модной обувью украшает табличка "скидка до 30%". "Нет, уценили не все, — кокетливо улыбается продавщица. — "На подошвах ботинок написано, есть на них скидка или нет". "Акционные подошвы" нашлись в самом конце магазина. На глаз определяю, что скидки распространяются на четверть ассортимента. Мне приглянулись стильные ботиночки, но моего 45-го "растоптанного" у них нет. Взамен предлагают не черные, а коричневые, и без скидки. Если бы притомился искать "шару", то попался бы на эту уловку, а пока — спешу дальше. В другом магазине становится ясно, что распродают старомодные туфли завоза 2—3-летней давности, некоторые даже покрыты слоем пыли. Они меня не интересуют, а на современные модели цены не сбросили. Значит, еще год они проваляются на складе, а следующей зимой будут предложены "со скидкой"?

Иду дальше. Витрина зазывно манит: "Скидки до 70% на ВСЕ товары". Ура! Но, походив, понимаю, что это обычная уценка лежалого товара. "Честные скидки" таки нахожу в магазине известной марки одежды. Правда, они невелики — до 30%, зато видно, что "правильные": на ценнике свитера отпечатано "300 грн.", цифра перечеркнута и зелеными чернилами написано "270 грн.", потом появляются красные чернила, извещающие о цене в 200 грн. Продавщица объясняет, что зеленым переписывали цену перед Новым годом, а красными вносили правки после Рождества.

ЦЕНУ СЧИТАЙТЕ САМИ

Навещаю распродажу в магазине спортивной одежды. Вожделенная табличка "—50%" украшает лишь каждую вторую вещь. Оказалось, "скидывают" только товар, который хорошо распродался и осталось мало размеров. Я присмотрел симпатичные "дисконтные" штаны, но вот незадача: подобрать мой размер такого фасона не представляется возможным: "Остались только большие размеры, вам подойдут вот эти, но они без скидок". В еще одном магазине спортивной одежды — та же ситуация. Нет скидок и на новую коллекцию, которая только поступила в продажу. Персонал расставляет новинки на лучшие места: вот футболки с 30% скидкой, рядом куртка с 10%-й. Интересуюсь, почему, скидка на футболку больше, чем на куртку? "Так ведь холода какие, разберут!"

Для разнообразия отправляюсь по бутикам классической одежды. Сразу становится ясно, что на "классике" много не сэкономишь. Строгий мужской костюм не очень подвержен моде, а вышедшие из моды кители "а-ля Сталин" и за полцены никто не берет. С символической скидкой в 10% предлагаются лишь легкие летние костюмы коллекции 2005-го. Еще минус — новую цену не указали на ярлыках, мол, пусть покупатели сами считают. В другом магазине скидки обширнее, например, почти вдвое "полегчали в цене добротные пальто, но их осталось всего пара штук; свитера "в ассортименте" подешевели на четверть. А вот шарфы — всего на десятку, до 90 грн. — они хорошо расходятся.

Видать, неважно идут дела у торговцев мехом и кожей: удалось найти несколько неплохих распродаж "в связи с закрытием магазина". Хорошие новости для идущих под венец — некоторые свадебные салоны проводят акцию: невеста, заказавшая платье до конца зимы, получит 10%-ю скидку и подарок.

"ОДНА ТУФЛЯ" БЕСПЛАТНО

Создается впечатление, что полноценные скидки, позволяющие сэкономить на покупке зимнего гардероба 300—500 грн., нужно, что называется, выбегать. В большинстве случаев под вывеской "акция" кроется попытка скинуть неликвид, "объедки" сезона. Есть даже специальная 30%-я акция по продаже вещей с незначительными дефектами. В целом скидки на одежду и обувь зависят от того, насколько они вышли из моды, как долго продается и есть ли новые аналоги.

В большинстве магазинов акции финишируют в конце февраля, но и после этого цены на зимнюю одежку наверняка не поднимутся: вряд ли кому-то понадобится весной теплая куртка или шапка. Специально ко Дню Святого Валентина многие магазины предлагают различные парные акции, например, покупка двух пар акционной обуви (джинсов) по цене одной.

...Ни один продавец не сознался, что распродажа вызвана жадностью торговли — сначала накрутили заоблачные цены, а теперь пытаются сплавить со скидкой, которая в любом случае дает прибыль. Но есть и позитивный момент: из общения с продавцами стало ясно, что наши люди, особенно молодежь, научились ждать скидок. Распродажи с каждым годом начинаются все раньше. Будем надеяться, что затоваривание рынка, которое уже не вызывает сомнений, наконец заставит торговлю снижать цены не только на остатки, а и на полноценные коллекции.


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Внимательно осмотрите покупку на предмет дефектов — иногда под видом распродажи продают уцененные вещи.
Заранее оговорите условия обмена и возврата приобретенного товара.
Не скупайте остатки коллекции — там часто встречается брак.
В погоне за дешевизной не жертвуйте удобством, например, покупая понравившуюся обувь меньшего размера.
Не стоит брать вещи ребенку "на вырост": за год он может так вытянуться, что обновка окажется мала.