1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №19 (2260) за 26.01.2006

КТО ДЕЛАЕТ ТЕАТР ТЕАТРОМ

Нет, человек на снимке внизу — не новоназначенный судья Конституционного Суда, а всего лишь один из авторов этой статьи, примеривший судейскую мантию и шапочку. И при этом с удивлением узнавший, что, оказывается, сшиты эти облачения по заказу высшего органа судебной власти — Верховного Суда Украины... на Киевской государственной фабрике театрального реквизита. А еще здесь делают различные театральные костюмы, эксклюзивную обувь и даже "одежду сцены": занавесы, кулисы, драпировку зала и все остальное, без чего театр был бы "голым".

ЧТО НА ПОЛЕ ЗА СУДЬЯ...

Мысль побывать в "шкуре" (в прямом смысле слова) судьи пришла в голову, когда журналисты "Сегодня" оказались в небольшом выставочном зале фабрики, где хранятся образцы продукции. С него мы и начали осмотр — директор Алла Товкач решила сразу показать "товар лицом". Как рассказала нам главный технолог фабрики Нина Шалабай, было пошито более 20 мантий, под размер, на каждого судью. Из них только одна женская, остальные — мужские. Самая первая — опытный образец, осталась на память. Впрочем, вполне вероятно, что по нему еще сошьют не одну мантию, ведь ее фасон раз и навсегда определен законом. Чтобы покончить с темой судейства, с самоиронией замечу, что в судьи не гожусь, ибо "мозгами не вышел" — украшенная кистями шапочка служителя Фемиды оказалась мне непомерно велика.

В данный момент основная продукция предприятия — украинские национальные костюмы. В связи с проводимой Минкультуры и местными органами власти политикой возрождения национального самосознания, воплощением которой должны служить, в частности, проходящие в регионах конкурсы украинской песни и пляски, особым спросом пользуется одежда под старину: вышитые сорочки и блузы с классическими узорами, "спидныци", "плахты", "пидтычки", передники, корсетки, свитки, шаровары, пояса и конечно же — знаменитые казацкие "смушковые" (каракулевые) шапки-папахи со шлыком. Чаще всего их шьют "из шкуры плюшевого мишки", то есть, из искусственного меха: они дешевле для заказчика, а для сцены сойдут. Да и моль такие шапки не ест.

— Взгляните — это украинская парадная мужская свитка, — Нина Шалабай демонстрирует нам нечто вроде плаща из плотной ткани, с воротничком-стойкой, но без пуговиц.

Свитка отделана тесьмой, кистями, богато расшита узорами. Нарядные свиты надевали на праздники, а попроще, без вышивки — носили каждый день. Конечно, эта свитка — сценический вариант, поэтому для удешевления сшита из искусственной ткани, а в старину их делали из льна, шерсти. На груди из-под свиты выглядывала вышиванка, в холода поверх нее надевали кожух из овчины. Пуговицы, оказывается, не нужны: поверх свитки несколько раз обматывали вокруг талии широкий (10—15 см) и длинный (3—4 м) пояс из ткани, концы которого, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже. Пояс был обязательной частью любой одежды украинцев, как мужской, так и женской. В мифологическом сознании восточных славян он играл роль оберега, защиты человеческого тела. Среди образцов реквизита таких поясов не оказалось, но наше внимание привлек широченный кожаный гуцульский ремень, украшенный металлическими заклепками. Он едва сошелся на талии, но смотрелся просто потрясающе.

ЗАПАСКА — ЭТО НЕ КОЛЕСО, А ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

По нашей просьбе работники фабрики показали, как одевались наши предки. И если с мужчинами все было несложно: рубаха, шаровары, сапоги, сверху — свита или кожух, на голове — смушковая шапка, а в жару — соломенная шляпа ("брыль"), то одеяние украинки, жившей два века назад, таило в себе массу условностей. Начнем с пикантной подробности: в те времена женщины, пардон, не носили трусиков, не говоря уже о брюках. Не зря в украинской глубинке бытовало выражение: "пустити дівку квіткою", означавшее высшую степень позора для девушки (ну, разве что еще ворота дегтем вымазать). В наказание за нецеломудренное поведение парни поднимали все юбки над головой несчастной, связывали их веревкой, освободиться от которой самостоятельно было невозможно, и выводили на большую дорогу: дескать, "мандруй", куда хочешь.

Перед тогдашними "модельерами" стояла двуединая задача: уберечь стыдливость женщины и не позволить ей замерзнуть в холода. Решалась она просто — наличием у прекрасного пола нескольких, причем длинных, почти до пола, юбок и фартука. Вообще, основу украинского женского костюма составляет рубашка (кошуля, сорочка). Она длиннее мужской и состоит их двух частей. Ее нижняя часть — пидтычка (от слова подоткнуть) и является, собственно, самой нижней юбкой. Понизу пидтычки вышивают узор шириной 6—8 см, который обязательно выглядывает из-под одетой поверх запаски. Запаска — это не запасное колесо, как могли бы подумать автомобилисты, а прямоугольный кусок ткани с пришитыми к верхним углам тесемками, которые завязывали на талии. Помните песню: "Є у мене хустка, є в мене й запаска — люби мене, джигуне (украинское произношение слова "жиголо", обозначающее профессионального любовника), коли твоя ласка!"

В зависимости от региона, носили или две запаски, часто разного цвета, или — запаску и передник. В первом случае одна запаска ("позадница") прикрывала филейную часть и ноги, другая ("попередница"), как следует из названия, надевалась спереди. Во втором случае запаска далеко заходила на бедра, а впереди подвязывали фартук-передник. Запаску шили из тонкой шерстяной однотонной ткани, чаще синего, зеленого, красного цвета. Праздничной одеждой была плахта (разновидность юбки) из клетчатой ткани, расшитая вручную шерстяными или шелковыми нитками. Также известны плахты из шелка и даже из золотой и серебряной парчи.

Ну а верхняя часть сорочки — это вообще произведение искусства. Рукава, манжеты и грудь украшали вышивкой, причем, чем роскошнее она была, тем больше уважения вышивальщице. В старину женщины, коротая зимние вечера за пяльцами, неделями вышивали цветы и "петухи", а сейчас, когда на помощь пришла техника, у мастериц фабрики норма — две рубашки или блузки в день. Причем, как оказалось, вышивать простые геометрические узоры сложнее, чем "цветочки-лепесточки": на прямых углах нитка рвется намного чаще.

На сорочку женщины надевали корсетку — нечто вроде расшитой жилетки из бархата.Чем больше у нее сзади усов (клиновидных рельефных вставок), тем одежка считается шикарнее. На фабрике корсетки шьют не только для самодеятельности, но и, по старинным фасонам, для театров.

Наконец, головной убор. Замужние женщины отличались от девушек тем, что прятали волосы под очипок — мягкую легкую шапочку вроде чепца. Ну и, конечно же, они носили хустку — головной платок, завязывая его концы на лбу. А высокие дамские прически под платком получались благодаря кибалке — обручу либо дуге, на который украинки накручивали свои длинные волосы (Где те времена! Нынешние эмансипированные женщины, ленясь ухаживать за косами, все больше стригутся коротко. — Авт.). Девицы завязывали хустку под подбородком, очипка они до замужества не носили. Зато после — уже не снимали никогда. Не зря говорит украинская пословица о женской доле: "Зав'язала головоньку — не розв'яжеш довіку". По праздникам девушки вместо платка надевали знаменитый на весь мир венок с лентами из живых или искусственных цветов.

— Сколько стоит сделать такой веночек? — поинтересовались мы у г-жи Шалабай. Оказывается, самый простой оценивается в 50 грн., а нарядный, из 30—50 цветков, идет по 200. Чтобы его "сплести", приходится немало потрудиться. Венки делают только вручную, используют шелк, парчу и бязь. Сначала ткань красят, проклеивают и натягивают на раму для просушки. Потом режут на полоски по диаметру цветка, под прессом высекают лепесточки. Далее их "булят" инструментом вроде паяльника, чтобы плоский лепесток под воздействием температуры стал выпуклым и нанизывают на проволочный стержень, склеивая друг с другом — получается роза, незабудка или ромашка. Наконец, собирают изделие: 25—30 незабудок, 6—8 роз, 15—20 листьев — и веночек готов.

ОЙ, ГОП, ЧИКИ-ЧИКИ — ЧЕРВОНІЇ ЧЕРЕВИКИ

Далее нам показали цех, где делают театральную обувь. Если для сценической одежды ткань можно подбирать любую, то обувку шьют только из натуральной кожи. Конечно, кое-кто заказывает из заменителя, но прослужат такие туфли ровно столько времени, сколько стоит сам материал. Вот знаменитые "червонії черевики" — сапоги, без которых украинский казак — не казак (да и казачка — тоже), вот танцевальные тапочки-ичики, вот — туфли для бальных танцев: широкий низкий каблук, мягкая подошва — это тренировочные, каблучок повыше — для соревнований. А эти — для стэпа, только подковки прикрепить — и бейте на здоровье чечетку! К туфлям и босоножкам, в которых артисты ходят на сцене, ставится кожаная подметка. Но самая шикарная обувь, конечно же, клоунская. Длинные носы, забавная расцветка, короче, полный эксклюзив, ведь каждый клоун не хочет быть похожим на другого. Шьют такие башмаки из натуральной кожи, в единственном экземпляре, поэтому и цена высока, но не запредельна: 550—600 грн. На их изготовление у мастера уходит 1,5—2 недели.

АРЗ — НЕ ОРЗ!

Рассказывая о продукции фабрики реквизита, нельзя не упомянуть об "одежде сцены", как говорят профессионалы: так называемом АРЗ, антракто-раздвижном занавесе — так правильно именуется эта спасительная для артистов часть декора (если что не так на сцене — сразу: "Занавес!!!"), боковых кулисах, заднике, падугах — спускающихся от потолка длинных полотнищах ткани. Да и шторы на окна, а также на двери в зрительный зал шьют именно здесь. Можно французские, с ламбрекенами (верхушка), можно попроще, различных фасонов — десятки. И монтируют их у заказчика, кстати, тоже рабочие фабрики. Последняя работа, которой коллектив заслуженно гордится — убранство недавно открывшегося нового киевского театра кукол. А еще они "одевали" Национальную филармонию, залы Федерации профсоюзов, университета имени Шевченко... и еще пол-Украины.

ФАБРИКА ИЛИ ВЫСОТКА?

Кто же делает всю эту красоту? Коллектив фабрики небольшой — 32 человека, но достаточно стабильный: есть люди, которые проработали здесь по два-три десятка лет, несмотря на то, что заработки совсем невелики. Алла Товкач с гордостью отметила, что перед Новым годом "на Дедах Морозах и Снегурочках", костюмы которых массово заказывали к празднику, удалось заработать неплохие деньги: средняя зарплата составила более 1200 грн. Если работы мало, то заработки могут быть и 700 грн. в месяц, и 500, и даже 300. Хотя предприятие государственное, подчиняется Министерству культуры, но денег из бюджета не получает ни копейки, все приходится зарабатывать самим. Тем не менее, не только не сидят "в минусах", но еще и стабильно отчисляют налоги в казну.

Здесь мы подходим к проблеме, говоря о которой, хочется произнести, слегка ее видоизменив, фразу из старого анекдота об исчезнувшей из Одессы бочке с красной икрой, продаваемой по дешевке: "И кому это все мешает?" Дело в том, что вскоре может случиться так, что уникальное предприятие исчезнет, а его специалисты будут выброшены на улицу. Причиной тому — выгодное месторасположение фабрики: на улице Златоустовской, неподалеку от цирка, то есть почти в центре города. Здание фабрики хотят снести, а на этом месте построить высотный дом.


ТОВАР ЛИЦОМ
Киевская госфабрика театрального реквизита — единственное в Украине государственное предприятие (имеет 50-летний опыт работы), профессионально изготавливающее театральный реквизит. Из швейных изделий это — вышитые вручную блузы, рубахи, женская и мужская национальная украинская одежда, бальные платья, фраки, смокинги, головные уборы, веночки. Из сценической обуви — балетки, туфли, сапоги, бальные босоножки, чешки, эксклюзивная обувь (например, башмаки для клоунов) и даже... лапти. Также здесь шьют "одежду сцены": занавесы, кулисы, падуги, портьеры и выпускают бутафорские изделия: цветы, деревья, гирлянды, караваи. До недавних пор делали даже театральные ордена и медали из папье-маше, но сейчас, увы, нет заказов: дешевле купить на "блошиных рынках" настоящие награды.


СЧЕТ, ПОЖАЛУЙСТА!
Наверняка читателям будет интересно узнать, во что обходится изготовление единицы театральной одежды, обуви и другого реквизита. Некоторые цены мы уже назвали, ниже — ориентировочная стоимость еще ряда изделий (в гривнях). Разброс цен зависит в первую очередь от сложности вышивки и стоимости материала.
Судейская мантия — около 1000
Свита мужская — 950—1000
Свита женская — от 1000
Блузка — 250—350
Бальное платье — от 900
Корсетка — 500—600
Фрак — 780—800
Смокинг — 480—500
Туфли — 200—300
Сапоги — 400—450