1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №23 (2264) за 31.01.2006

"ПАП, Я СЕЙЧАС БУДУ"

Спустя почти месяц после гибели пассажирского самолета под Харьковом обстоятельства трагедии остаются тайной за семью печатями. Напомним, утром 2 января "Хаукер-125", летевший из Москвы в Харьков, за пару километров от аэропорта вдруг неожиданно стал снижаться и в следующее мгновение рухнул в Комсомольское озеро. Три члена экипажа — стюардесса и два пилота — погибли. Им всем было лишь около 30 лет...

ВЕРСИИ — ОТ ТАЙНЫХ ПАССАЖИРОВ ДО КОНТРАБАНДЫ?

То, что подробности трагедии с первого дня были максимально закрыты от прессы, породило массу самых невероятных слухов. Говорят, к примеру, что детали авиакатастрофы тщательно скрываются, потому что на борту самолета якобы были несколько пассажиров, наркотики или контрабандный груз. По словам прокурора Харьковской области Василия Синчука, следствие сейчас отрабатывает четыре основные версии — от возможной ошибки диспетчеров "Украэроруха" (они вели самолет на посадку) до неполадок в двигателе. Что-то определенное обещают сказать не раньше середины февраля, когда будут расшифрованы бортовые самописцы и оглашены результаты экспертизы.

ЗВОНОК ЗА МИНУТУ ДО СМЕРТИ

Самолет принадлежал российской авиакомпании (по другим данным, был арендован ею), специализирующейся на перевозке vip-пассажиров. Как сказал "Сегодня" ректор Академии гражданской защиты Украины Владимир Садковой, "самолет обладал хорошими аэронавигационными свойствами машин этого класса, но был устаревший".

"Хаукер" был заказан известным харьковским предпринимателем и меценатом Юрием Сапроновым и должен был доставить в Лион семерых пассажиров. На зимний отдых во Францию собирались лететь семья мецената и друзья, в том числе, как мы сообщали, сын харьковского мэра Владимира Шумилкина с невестой.

Один из российских пилотов в аэропорту собирался встретиться с отцом, который живет в Харькове. Говорят, за несколько минут до посадки он позвонил и сказал, что "сейчас будет"... Вскоре — уже на месте катастрофы — своего сына мужчина смог узнать только по шнурку от мобильного телефона...

ТРИ МАШИНЫ ОБЛОМКОВ

Преподаватель Академии гражданской защиты Валерий Бондарь, водолаз с двадцатилетним стажем, был в группе спасателей. "Когда мы приехали на место аварии, поняли, что спасать уже некого, — вспоминает он. — Выгоревший берег... разбросанные обломки самолета. На озере — проломленный лед, сверху — то, что осталось от крыла... Никаких криков о помощи, стонов мы не слышали. Выжить в той катастрофе было невозможно..."

Тела одного из пилотов и стюардессы нашли сразу же — в прибрежных камышах. Второго пилота — спасатели предполагают, что это и был командир экипажа — подняли со дна озера на следующий день: тело нашли у обломков самолета. Валерий Бондарь первым спустился под воду. То, что он увидел, напоминало вскрытую консервную банку:, а не самолет. Фрагменты шестеро водолазов вытаскивали из-под воды два дня. Все, что еще недавно было самолетом, с помощью крана грузили в КамАЗы — в свое распоряжение экспертная комиссия получила три машины металлических обломков.

"КОМАНДИР СПАСАЛ ЭКИПАЖ"

Командир экипажа, пытаясь посадить горящий "Хаукер", отводил его от поселка — падая, машина чудом не задела дома. Кроме того, он спасал экипаж. "Тело одного пилота нашли на дне озера, а второго и стюардессу — на берегу, в камышах, где рядом практически не было обломков, — это значит, что молодых людей туда просто выбросило, причем из одного места — то есть в самолете в момент аварии они находились рядом, — предполагает Валерий Бондарь. — Я думаю, командир дал команду экипажу отправиться в хвост — наиболее безопасное в случае аварии место. Катапультироваться они не могли: пассажирские самолеты не предполагают систем спасения для экипажа, из этических соображений — иначе такие же системы должны быть и для пассажиров. Но командир экипажа давал второму пилоту и стюардессе шанс выжить — значительно больший, чем оставлял себе. Можно представить следующую картину: самолет ударился шасси о забор, потом произошел удар и деформация — разлом левой части крыла, вспышка — все вокруг на земле было опаленное, — и в следующее мгновение, развернувшись, самолет падает на лед и ломается вся конструкция. Мы все, только увидев место аварии, не сговариваясь, сказали: командир экипажа был настоящий герой..."