1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №25 (2266) за 02.02.2006

"ДЕТИ ВОЙНЫ" С ЯНВАРЯ ДОЛЖНЫ МЕНЬШЕ ПЛАТИТЬ ЗА КВАРТИРУ

Страсти вокруг Закона "О социальной защите детей войны" разгораются. На днях Верховная Рада приняла очередную редакцию этого закона, обвинив при этом правительство ни много ни мало — в фальсификации статей бюджета о соответствующем финансировании. А у нас в редакции беспрерывно звонят телефоны. Люди не могут разобраться в законотворческих играх Рады с Кабмином, и очень обижены, что их интересы игнорируют даже теперь, на склоне лет, когда они уже не смогут воспользоваться большинством льгот, якобы предоставленных им опоздавшим законом. "Сегодня" решила выяснить, на что же они могут рассчитывать в этом году.

Итак, первоначальный вариант Закона "О детях войны", принятый ВР еще в 2004 г., предусматривал: бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта, автотранспортом в сельской местности, ж/д и водным пригородного сообщения, а также в пригородных автобусах в пределах области по месту жительства. Плюс к тому — солидный перечень преимуществ в трудовых отношениях, например, остаться на работе при сокращении штата, получить дополнительный отпуск и т. д. Но главное — им была обещана 25%-ная скидка при оплате жилищно-коммунальных услуг и топлива (в пределах средних норм потребления), а также доплата к пенсии или другой социальной выплате, назначаемой вместо нее, в размере 30% минимальной пенсии по возрасту.

Закон вступал в силу с 1 января вместе с бюджетом-2006, в который должны были заложить средства на его реализацию. Однако при верстке бюджета выяснилось, что таких расходов он не потянет. Даже учитывая тот факт, что большая часть льгот — о проезде в общественном транспорте и преимуществах в трудовых спорах — являются чисто номинальными и не требуют расходов, ибо аккурат в 2005 г. все дети войны вышли на заслуженный отдых и пользуются правом на бесплатный проезд как пенсионеры. Зато на две главные преференции — 25%-ную скидку оплаты жилкомуслуг и 30%-ную надбавку к пенсии (с 1.01 она бы составила 105 грн.), по расчетам Минфина, требовалось около 12 млрд грн., что составляет десятую часть госбюджета. Ведь под закон подпадает без малого 6,3 млн граждан (кому на 2 сентября 1945 г. не исполнилось 18 лет), то есть почти каждый второй украинский пенсионер!

Аргументируя тем, что такие расходы казне не под силу, Кабмин поначалу вообще попытался избавиться от неудобного закона. Но под напором части депутатов и бюджетного комитета ВР со скрипом таки согласился выделить под него 700 млн грн. Как поясняла нардепам перед решающим голосованием за бюджет, принятие которого висело буквально на волоске, и.о. председателя бюджетного комитета ВР Людмила Супрун, этих денег с запасом хватало на коммунальную скидку, причем, начиная уже с 1 января. А вот на доплату к пенсиям, увы, ничего не оставалось, поскольку на нее потребовалось бы 660 млн грн. в месяц. Поэтому сторговались вводить ее поэтапно, не оговорив дату отсчета. Именно такая трактовка была выдвинута парламентариями в качестве главного условия принятия всего бюджета.

Когда же главная смета страны была опубликована, оказалось, что Кабмин в "Особых положениях" (имеющих такую же силу, что и сам закон) "слегка" изменил согласованную редакцию. Статьей 77, п. 17 обе эти льготы замораживались на весь 2006 г. Однако следующей дальше 110-й статьей устанавливалось, что льгота на 25%-ную скидку таки вводится в 2006 г., но поэтапно.

Словом, полный плюрализм в одном бюджете. Что и послужило поводом для нардепов обвинить КМ в бюджетных фальсификациях. И уже 19 января ВР приняла еще одну версию закона, которой вменила норму о 25%-ной скидке запустить уже с 1 января, а о надбавке — в 2006 г. поэтапно, по результатам выполнения бюджета в первом полугодии.

Как сообщила "Сегодня" Л. Супрун, номинально закон действует с 1 января, однако его фактическое выполнение сознательно блокирует Кабмин. Во-первых, всячески затягивая принятие соответствующего постановления, которым должен быть оговорен порядок выделения денег местным бюджетам под финансирование 25%-ной компенсации. А, во-вторых, имеется информация, что как раз сейчас правительство спешно изобретает способ радикального искажения смысла льготы о 30%-й надбавке. По словам Л. Супрун, специалисты Минтруда предложили заменить слова "минимальной пенсии по возрасту" на "социальную помощь, выплачиваемую вместо пенсии". Напомним, что первая по закону равняется прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (с 1.01.06 г. — 350 грн.), а вторая составляет 29,97 грн. То есть 30% отсюда выливаются не в 105, а всего в 8,96 грн. Их-то родное правительство и намеревается преподнести "детям войны". Хотя надо признать, что сумма надбавки (30% ПМ) все-таки спорна. Ведь ветеранам ВОВ отписано только 25% ПМ, а участникам — 15% ПМ. Полемика насчет того, кто более заслуженный, думается, неуместна.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
18 ноября 2004 г.
ВР приняла Закон "О соцзащите детей войны"
20 октября 2005 г.
ВР отклонила бюджет в 1-м чтении, возражая против изъятия статей финансирования закона
15 декабря 2005 г.
ВР отклонила бюджет в повторном 2-м чтении, снова из-за "детей войны"
25 декабря 2005 г.
Бюджет приняли, с условием частичного запуска закона уже с 1 января
19 января 2006 г.
ВР приняла новую редакцию закона, которым 25%-ная скидка на жилкомуслуги вводится с 1 января.