1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №25 (2266) за 02.02.2006

ЧУДО В ЧУДНОВЕ: НА ГЛАЗАХ У ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ АВТО АКАДЕМИКА... "ИСПАРИЛОСЬ" !

Ну просто трагикомическая история произошла с одним из представителей нашей научной элиты. Ученый, член-корреспондент Национальной Академии наук Украины, профессор, лауреат национальных премий, словом, человек, сделавший для государства больше, чем всю жизнь от него получал, битых три года пытался вернуть свой угнанный автомобиль. Самое удивительное, что местонахождение последнего было известно не только ему, но и правоохранителям.

"КАРАУЛ, МАШИНА ИСЧЕЗЛА..."

Началось все с того, что в 2001 году ученый приобрел новую "Ладу" 99-й модели.

— Перед этим я продал старые "Жигули", которые еще при Союзе приобрел по льготной очереди. В доме имелись кое-какие сбережения, поэтому решил, что могу позволить себе новую машину. Чтобы уже на всю жизнь, — рассказывает Владимир Стрижало. — Честно говоря, машиной пользуюсь редко — только для поездок на дачу и обратно. Так проездил меньше полугода, пробег всего 4 тысячи километров. А в сентябре... Утром звонит сосед и говорит, что мой гараж открыт. Прибегаю туда — машины нет!

С этого момента судьба члена-корреспондента осложнилась долгими и мучительными поисками машины, а заодно и правды. Само собой разумеется, что об угоне автомобиля Владимир Александрович сразу же заявил в милицию. Машину внесли в базу данных и стали ждать результатов. Надежда вернуть драгоценный автомобиль появилась через несколько дней: следователь, занимающийся угоном (кстати, по словам нашего собеседника, правоохранитель оказался родным племянником Павла Лазаренко — вот ведь какие странные бывают повороты в жизни), сообщил, что задержали двоих подозреваемых. Якобы они попались на краже дорогого джипа. С ними по делу проходил слесарь, который перебивал номера кузовов и двигателей. И вот он как будто бы признался, что недавно перебивал номера на профессорской "Ладе". К сожалению, тогда найти концов не удалось. Адвокат угонщиков подсуетился и дело закрыли. След автомобиля пропал надолго.

— Честно говоря, о том, что мою машину смогут найти, я уже и мечтать перестал. Но вот, в мае 2003 года, звонит мне следователь и говорит, что она "засветилась" в городке Чуднов Житомирской области. Естественно, я обрадовался, — продолжает рассказ Владимир Стрижало. — Прихожу к следователю. Тот объясняет, что машину мне пригонят через пару дней. Да только вот беда, опергруппа туда выехать пока не может. Нет бензина. Дайте, говорит, на горючее, мы заправим служебный транспорт и поедем заберем ваше имущество. Ну как было не дать? Ребята же искренне говорили, действительно, в то время с бензином была проблема. Но машины я своей не увидел...

Правоохранители, прибывшие в Чуднов, синей профессорской "Лады" на штрафплощадке не нашли. Вместо этого они обнаружили решение местного суда о том, что автомобиль передан во владение человеку, который пытался его зарегистрировать. Причем произошло это еще в феврале. Тут у стражей закона взыграло чувство собственного достоинства. Начали копать: как же так могло произойти? Вскоре выяснилось, что начальник чудновского МРЕО в феврале месяце отказался регистрировать автомобиль, поскольку он находился в розыске. "Лада" была поставлена на штрафплощадку, а все необходимые документы переданы в районное управление МВД для возбуждения уголовного дела и поиска владельца. Но… Что-то с уголовным делом затормозилось.

СУД СКАЗАЛ: МАШИНУ ВЕРНУТЬ. НО... НЕ ХОЗЯИНУ

Зато с молниеносной быстротой, в том же феврале, состоялся суд, который вынес решение — отдать машину "добросовестному покупателю", мотивируя это тем, что уголовного дела милиция не возбудила. Судья обосновывает также, что ему, мол, неизвестно, краденный автомобиль или нет. Это при том, что начальник МРЕО на суде заявил, что автомобиль числится в угоне, а номера кузова "перебиты".

Дальше — больше. Когда киевские следователи стали разыскивать "добросовестного", выяснилось, что "Лада" поменяла хозяина. Вернее, обрела сразу нескольких — ее по-быстрому разобрали и продали на запчасти.

— Вернулись в Киев следователи ни с чем. Привезли только кипу бумаг и документов. Оказалось, что моя "Лада" в промежуток от угона до кончины имела крайне насыщенную историю. После кражи авто попало в Радомышль Житомирской области. Когда человек, купивший ее — мы назовем его Н. — выяснил, что автомобиль "криминальный", поторопился от него избавиться, — продолжает гость редакции. — Машина перекочевала в Белую Церковь к новому покупателю. Но через две недели тот узнал, что приобретение числится по базе данным как угнанное, вернул ее назад, стребовав деньги. После этого Н. продает мой ВАЗ какому-то прокурору в Луганскую область. Последний "шутки" не понял. Прояснив ситуацию, выслал двух "гонцов" в Радомышль, чтобы вернуть "Ладу" незадачливому продавцу. Насколько я понял, у того забрали деньги и... его собственный Ситроен впридачу — по крайней мере, у меня на руках есть копия такой доверенности. В конце концов, практически за бесценок, машина попадает в Чуднов, где и растворяется, — разводит руками господин Стрижало. — Вся эта история подтверждается документами из уголовного дела. Есть и доверенности, по которым видно, как часто авто меняло хозяев (копии документов, о которых идет речь, Владимир Александрович оставил в редакции).

ВСЕ КИВАЮТ: ДА, КОРРУПЦИЯ... НО ВОЗ И НЫНЕ ТАМ

С лета 2003 года и до сегодняшнего дня член-корреспондент НАН Украины пытается разобраться, почему служители Фемиды из Чуднова вместо того, чтобы вернуть угнанный автомобиль законному владельцу, отдали его в чужие руки. Многочисленные обращения ученого и в прокуратуру, и к президенту, и к Совету судей, и в Верховный суд не дали результата. В приватных беседах все соглашаются, что человек столкнулся с коррупцией. Но вот наказать виновных нет возможности: на все жалобы ученый получал стандартные отписки. Из Верховного суда бумаги с резолюцией "Рассмотреть" спускаются в область, оттуда с той же пометкой — в район, в районе попадают в руки судьи, который выносил решение, судья добросовестно пишет резолюцию, что не усматривает нарушений законодательства и отправляет бумагу по тем же ступенькам вверх. Обжаловать решение Чудновского суда Владимир Александрович не может. К тому времени как судьба его горемычной машины прояснилась, все сроки прошли. Кроме утерянного авто убытки составляют: 500 долларов на адвокатов, затраты на многочисленные поездки в Житомирскую область (дорога в один конец стоит 30 гривен), и, наконец, собственные нервы.

На свою последнюю жалобу в Секретариат президента Украины ученый получил ответ из... Генеральной прокуратуры. Кратко его суть сводится к тому, что ни в действиях сотрудников чудновского райуправления внутренних дел, которые поленились вовремя открыть уголовное дело, ни в действии других служебных лиц, в том числе судьи, нарушений нет.

Правда, есть в этой истории и один "плюс": после угона "Лады" гаражный кооператив существенно усилил охрану. А наш гость вынужден был приобрести заезженную "шестерку", чтобы бокс не пустовал.


ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Если строго придерживаться процессуальных норм, говорят наши эксперты, судья в описанном случае должен был повести себя совершенно по-другому. Видя, что машина "спорная" и есть подозрения, что она может быть в угоне, он не имел права подтверждать своим решением передачу автомобиля новому собственнику. Максимум, на что может рассчитывать покупатель, это на то, что машину ему отдадут во временное пользование без права перепродажи и разукомплектации. Естественно, так бы длилось до момента, пока не нашелся бы истинный владелец автомобиля. В любом случае, передача автомобиля, числящегося в угоне, новому, даже "добросовестному покупателю", купившему машину за свои деньги, неправомерна.