1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №26 (2267) за 03.02.2006

КАССИРША ТЮССО "ПОДСМОТРЕЛА" СВОЙ МУЗЕЙ В ПАРИЖЕ

В античные времена воск использовался для консервации мумий. Позже из него делали фигуры для церквей. В конце XVIII века в Париже появился первый кабинет восковых фигур доктора Курти. Осенью 1776 года во многих местах Парижа можно было увидеть большие афиши, выполненные от руки, гласившие: "Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюрте! Потрясающая выставка! Все фигуры как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие". Успех шоу превзошел все ожидания. Люди выстраивались в огромные очереди перед кассой. А в кассе сидела 15-летняя Мари Гросхольтц, которая в последствии станет известна миру как мадам Тюссо.

Она родилась в 1761 году в Страсбурге в семье швейцарца-гравера. После смерти отца ее мать снова вышла замуж, и девушку стали звать Мари Саверни. Овдовев вторично, матушка нашла себе работу экономки в доме Филиппа Кюрте, специалиста по гипсовосковым изделиям. Кюрте, обнаружив у Мари художественные способности, взял ее в подмастерья. Талантливая ученица проявила себя не только в создании схожих с оригиналом восковых изображений, но и придумала наряжать вылепленные фигуры реальных людей в соответствующие костюмы. Так и появилась галерея Кюрте, слух о которой дошел до королевского двора, и Людовику XIV были представлены восковые портреты монарха и придворных. Король был восхищен. А молодая художница вышла замуж за королевского гравера Тюссо. Под этим именем мадам и вошла в историю.

В 1835 году 74-летняя мадам Тюссо открывает знаменитый музей в Лондоне. Значительно позже подобные заведения появились в Амстердаме, Барселоне, Нью-Йорке, Москве, Санкт-Петербурге, а в январе 2000 года — в Киеве.

Увидеть рождение восковой фигуры в натуральную величину невозможно — ее делают в разных местах от 6 до 14 месяцев. Почему так долго? Только на изготовление волос уходит более месяца, а поиск костюма может затянуться на полгода. Над фигурой трудятся антропологи, историки, искусствоведы, пастижеры, гримеры, костюмеры...