1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №26 (2267) за 03.02.2006

СЛУШАТЬ ПОДАНО!

Как недавно выяснилось, у наших популярных композиторов и исполнителей только одна стабильная перспектива зарабатывать: если не на продаже компакт-дисков, так хотя бы за счет честной компенсации от коммерческого воспроизведения песен в многолюдных местах — на продажу "пиратских" компакт-дисков давно махнули рукой.

Плата за публичное воспроизведение музыки авторам и владельцам прав — не менее солидная статья дохода, чем продажа в интернете, учитывая, что кроме радиостанций и телеканалов музыку используют, например, в общественном транспорте, во время модных показов и спортивных состязаний, а также рестораны, кафе, фаст-фуды, торговые центры и магазины, привлекающие таким образом покупателей.

На Западе отслеживанием и взиманием отчислений весьма успешно занимаются многочисленные агентства по коллективному управлению авторскими правами, которые объединяют правообладателей, исполнителей и производителей музыки.

В Украине таких агентств тоже есть с десяток, в том числе и одно государственное — Украинское агентство по авторским и смежным правам при Минобразования и подчиненное госдепартаменту интеллектуальной собственности. Но дело пока продвигается со скрипом, потому что платить авторам у нас хотят далеко не все. Хотя на этот счет давно действует закон, обязывающий, например, кафе и рестораны платить за использование авторской музыки по 1% от общей суммы прибыли заведения во время звучания фонограммы.

Правообладатели и агентства по защите авторских прав считают, что помочь должны милиция и налоговая инспекция: проводить плановые проверки заведений, в которых публично транслируется музыка. "Было бы огромной поддержкой, если бы соответствующие службы местных госадминистраций хотя бы предупреждали человека, который открывает, например, кафе, что согласно законодательству Украины он должен заплатить за музыку", — заявил недавно на пресс-конференции руководитель "Украинской Лиги музыкальных прав" Алексей Гуменчук.

Казалось бы, зачем сдирать с несчастных харчевен еще какие-то деньги всего лишь за легкую музыку из колонок над прилавком, когда и без того для них недешево обходятся продукты, аренда, бензин? Ведь в итоге рестораны только увеличат цены для покупателей?

На самом деле, речь идет вовсе не об астрономических выплатах, а скорее о символических — от 100 грн. для небольшого кафе и нескольких тысяч гривень для крупного торгового центра с хорошим финансовым оборотом. В то же время эти относительно небольшие деньги суммарно составят неплохую сумму для композитора, написавшего прозвучавшую песню. Справедливо?

К тому же нужно учитывать, что украинские композиторы, записывая новые альбомы, по-прежнему зарабатывают для всех, но только не для себя. Отчисления от официальных продаж невелики, во всяком случае, опрошенные "Сегодня" музыканты признались, что иногда лень идти на почту, чтобы получить очередной несущественный денежный перевод.

Прибыль перебивают "пираты", которые продают дешевле "фирмачей", потому что ничего не тратят, например, на запись. Мелких и средних производителей и продавцов "пиратчинки" никто толком не отслеживает — бесполезно. Денег авторам, исполнителям и производителям они не отдадут, "пиратить" диски не перестанут (для легкого хлеба нужно даже не заводское оборудование, а просто отдельная квартира с компьютером), тотально контролировать их деятельность в Украине пока просто невозможно.


НА СОБСТВЕННОЙ ШКУРЕ
Александр Пипа, лидер группы "Борщ"
— Мы когда-то столкнулись во Франции, когда после каждого концерта подписывается список песен, которые были исполнены, и потом часть денег возвращалась через общество авторских прав. То есть нам оплачивают концерт и, кроме этого, еще и за то, что эти песни исполнялись на данной площадке. Они платят в общество, а общество часть этих денег платит музыканту. В Украине недавно началась такая практика.
Андрей Кузьменко, лидер группы "Скрябин"
— Есть агентства, которые отслеживает, в каких заведениях проигрывают нашу музыку, и договариваются, чтобы за это нам перечисляли так называемые "роялти". Другое дело, где эти деньги оседают, во всяком случае, я их пока не видел. А вообще, у меня есть контракт с рекординговой компанией "Лавина мюзик", которая занимается такими вопросами и все отслеживает — ведь это их бизнес. А на авторские отчисления от продаж своих записей не проживешь, потому что суммы составляют всего лишь около 100 гривен в месяц. Одно из украинских агентств по авторским и смежным правам присылает мне переводами деньги, но это смешные деньги.


У СОСЕДЕЙ
Согласно российскому закону "Об авторском праве и смежных правах", композиторы имеют право получать отчисления не только за исполнение своих произведений со сцены, но и за телевизионную трансляцию концерта в ресторанах. В больших заведениях подобного рода дежурят специальные контролеры, которые снимают концерт на камеру или записывают на диктофон.


ЧТО ПОЧЕМ
В Украине существуют минимальные ставки вознаграждения (роялти), определенные государством, в частности, за публичное исполнение или ретрансляцию музыкальных фонограмм.
Например, за воспроизведение фонограммы с текстом (песни) в местах с платным входом авторам композиции положено отдать 4% суммы общего сбора от продажи билетов (1% — если вход бесплатный).
За использование авторской музыки в качестве сопровождения во время спортивных состязаний, показательных выступлений спортсменов, показов мод с платным входом — 2% от суммы продажи билетов.
Если музыка продается в интернете — заплатите ее авторам 5% отчислений от общей прибыли.
Классические произведения котируются дороже — за исполнение оперы полагается отчислить авторам или владельцам прав 11% общего сбора: 4% получит автор музыки, 2% — автор либретто, 1% — хореограф, 1% режиссер-постановщик и 3% художник-сценограф и художнику по костюмам.
За исполнение мюзикла придется выплатить 10% прибыли: композитор получит 2,5%, автор пьесы — 2,5%, хореограф — 1%, режиссер-постановщик — 1%, художник-сценограф и художник по костюмам — 3%.


ЭКСПЕРТ
Алексей Гуменчук, директор Украинской лиги музыкальных прав
— Мы занимаемся смежными правами, то есть, правами исполнителей и производителей фонограмм — студий звукозаписи или же рекордс-компаний. Как отслеживаем незаконных производителей? Достаточно выйти на улицу, и ты сразу натыкаешься на несанкционированное использование фонограмм. Сначала мы пишем письма пользователю, где разъясняем законодательную базу, наши полномочия. Если с нами выходят на контакт, то подписываем договор, а если нет, то, в зависимости от ситуации, мы думаем обращаться в милицию или же к государственным инспекторам, или в суд. Но суд это самый неэффективный путь, потому что судьи не совсем понимают сами, почему за музыку надо платить.
Насколько охотно идут фаст-фуды, рестораны и кафе на подписание таких контрактов? Это все достаточно индивидуально. Некоторые идут охотно, потому что понимают, что действительно музыка нужна, а некоторые начинают биться в истерике и кричать, что они продадут все, и ни за что за музыку платить не будут. Люди отвыкли со времен Советского Союза, что нужно платить за музыку. Думаю, через несколько лет все будут платить, потому что сейчас, с развитием интернета, очень сильно падают продажи музыки на компакт-дисках и прочих носителях. Поэтому звукозаписывающие компании и артистов интересуют другие источники получения вознаграждения за свой труд. И публичному воспроизведению будет уделяться все больше внимания. В Нидерландах, скорее исключение, если организация, аналогичная украинской лиге музыкальных прав, обращается в милицию, суд, потому что кто-то не платит. А у нас, действительно, уговорами можно добиться очень немногого. Нужно изменить законодательную базу, чтобы государственные инспекторы по интеллектуальной собственности получили больше полномочий и смогли полноценно работать.