1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №26 (2267) за 03.02.2006

"АГЕНТСТВО РАБОТАЕТ ТОГДА, КОГДА ТЫ САМ КРИЧИШЬ: "ДЕРЖИ ВОРА"

— Дело в том, что законы об авторских правах принимают люди, которые к авторским правам не имеют никакого отношения, — поделился своим мнением композитор Юрий Рыбчинский, — Они вообще не понимают, что такое авторские права. И когда депутаты начинают принимать законы, то эти законы получаются чудовищными, они не работают. Радиостанции обязаны платить за каждую песню, которая идет в эфире, но не отчисляют. Телевидение тоже не отчисляет. При всех чудовищных недостатках тоталитарного государства, в Советском Союзе ни одна копейка у авторов не могла пропасть. Хотя львиную долю забирало государство, оно же следило за тем, чтобы шли авторские от проданных билетов.

У автора был процент небольшой, но он его получал, неважно, в ресторане или на Камчатке исполнена песня. Раньше не мог состояться ни один концерт, если не заполнялась рапортичка, где указывались авторы, названия произведений и сумма сбора. Скажем, со спектакля автор пьесы имел 7%, точно также либреттисты и композиторы. Сейчас мои авторские права в Украине защищает украинское агентство по авторским правам. Но дело в том, что раньше в Союзе в подобной организации было огромное количество уполномоченных. Они приходили во дворец "Украина" или "Октябрьский" перед концертом, и если ему не давали отчислений, он мог этот концерт закрыть, потому что представлял государство. Поэтому самое лучшее для нас — это государственная система, чтобы этим занимались налоговики. Вы знаете, под кем находится украинское авторское агентство? Это смешно даже сказать — под Министерством образования. Какое отношение имеет образование к нашему делу? Зато я могу приблизительно сказать сколько, как автор, теряю. У меня звучит около 3 тыс. песен, то есть практически каждая FM-станция каждый час в Украине хотя бы один раз исполняет какую-то мою песню, то ли с Ивасюком написанную, то ли со Злотником... Если бы телевидение и радио платило, если бы не выпускались пиратские диски с моими произведениями, от которых я не имею ничего, я получал бы минимум до $10 тыс. А так я иду по улице и вижу, что продается мой диск. Для того, чтобы его выпустить, я потратил $20 тыс., но уже после проданных 200-300 экземпляров вдруг появляются пиратские диски. Я с них ничего не имею. С кем я должен судиться?

Этим должно заниматься агентство по авторским правам. Но когда к ним обращаешься, они говорят, чтобы я подал на пиратов в суд, а они будут меня поддерживать. Получается так, что такое агентство похоже на сторожа, работающего только тогда, когда ты сам кричишь: "Держи вора".