1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №29 (2270) за 07.02.2006

ЗАЧЕМ ОНИ ИДУТ В РАДУ?

Как известно, социологи, опираясь на данные своих опросов, прогнозируют, что преодоление 3%-ного барьера 7 партиям и блокам. Это Партия Регионов, Блок Ющенко "Наша Украина", Блок Юлии Тимошенко, Социалистическая и Компартии, Народный блок Литвина и, под вопросом, но с большими шансами, Блок Наталии Витренко. Все остальные 38 объединений скорее всего не попадут в Раду, так как их рейтинги на сегодня не поднимаются выше 1%, за исключением блоков "Не так!" и "Поры"-ПРП (у этих шансы также имеются, но уж больно теоретические). В таком случае следует естественный вопрос — зачем же они взялись за заранее проигрышное дело?

Эксперты называют пять причин такого "политического нереста".

Первая. Малоизвестные политики получают возможность для раскрутки самих себя и своих карликовых партий. А для уже известных, но не проходных политиков — это дополнительная возможность не "кануть в лету" и еще какое-то время быть на слуху (авось заметят власти и предложат хлебную должность).

Вторая. Многие партии и блоки — это так называемые "киллерские" проекты, которые созданы или финансово поддерживаются проходными объединениями для того, чтобы отнимать проценты у своих конкурентов по предвыборной гонке. Например, партия Х должна по идее получить 15% голосов на выборах. Ее соперники из партии Y начинают раскручивать малоизвестное объединение Z, которое идет на выборы под теми же лозунгами, что и партия Х. Объединение Z, естественно, в парламент не попадет, зато способно откусить какую-то долю процента у партии Х. Если таких партий как Z много, то они способны отщипнуть у последней и до 2%. Тем самым Х получит не 15%, а 13%. Потеря может составить до 15 депутатских мест. Это целая фракция! Поэтому избирателям советуем быть бдительными и не поддаваться на красивые лозунги малоизвестных партий.

Третья. Партия может не иметь никаких шансов попасть в парламент, однако в каком-то регионе она может быть весьма популярна и рассчитывает сильно выступить на местных выборах. Участие в обещанациональной предвыборной кампании — допольнительная возможность для раскрутки и на местном уровне.

Четвертая. Иногда политтехнологи находят "богатеньких Буратино", которых убеждают в том, что они придумали гениальный предвыборный проект стоимостью "всего-навсего" в несколько миллионов долларов, который обязательно попадет в парламент. "Буратины" им верят и дают деньги. В парламент они не попадают, конечно же, а вот политтехнологи становятся если не миллионерами, то около того.

Пятая и самая главная - это продажа мест в территориальных избирательных комиссиях. Напомним, что партии, которые имели свои фракции в Верховной Раде до 15 сентября 2004 года, могут выдвинуть по одному кандидату в теризбирком. Однако, даже если партия не обладала своей фракцией, в теризбиркомах остается еще некоторое число "лишних" мест, которые разыгрываются по жребию между "безфракционными" участниками избирательного забега. Для чего нужны в избиркоме "свои люди"? Например, для признания выборов на том или ином участке недействительными, чтобы не допустить фальсификации или наоборот, провести фальсификацию на высоком профессиональном уровне. Соответственно, непроходная партия может договориться с проходной, что будет выставлять в избиркомы "нужных" людей. Естественно — за отдельную плату. К слову, на выборах в 2002 году региональный руководитель одной непроходной партии продал партийную квоту в избиркомах в своем регионе (одном из наибольших в Украине) за 100 тысяч долларов. Сейчас цены наверняка еще выше.

Наконец, еще раз напоминаем избирателям: ваши голоса, отданные за партии и блоки, которые не предолеют 3%-ный проходной барьер, будут автоматически перераспределены между партиями и блоками, которые прошли в парламент. В том числе будут перераспределены и в пользу тех сил, за которые вы никогда бы не проголосовали — то есть, вы их фактически "проспонсируете" помимо вашей воли. Учитывайте это, принимая решения, за кого голосовать.