1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №29 (2270) за 07.02.2006

"В ТАКИЕ МОРОЗЫ ЛУЧШЕ НЕ УМИРАТЬ"

Небывалые морозы внесли много корректив в городскую жизнь. После их прихода стали видны недосмотры властей: в городском транспорте неимоверно холодно, коммуникации негодны при заморозках. А, например, на городских кладбищах, чтобы вырыть яму — землекопы разжигают костры из автомобильных шин — греют землю. Поскольку копать приходится много, то на кладбище вырастают целые поля из скатов под жестью, где горит пламя. Раньше для разогрева использовали солому и дрова, теперь на такую роскошь денег не дают. Приходится кладбищенским работникам пускать в ход старые покрышки, благо они валяются везде по городу.

О зимних новшествах на погостах нам сообщил читатель. По словам собеседника, на Южном кладбище копоть от горелой резины очернила десятки надгробных памятников. А людям вместо того, чтобы постоять у могилки, приходится в мороз драять надгробия мокрой тряпкой.

— Кладбище расположено в десятке километров от Киева, возле леса, — пояснил Игорь Валентинович. — Поэтому никто не обращает внимания на столбы черного дыма со стороны погоста. Я когда приехал, аж сердце защемило: возле могил куча скатов лежит, а рядом почерневшие кресты. И вонь страшная, когда жгут колеса. Я, конечно, понимаю землекопов — в такой мороз вырыть яму трудно, но в то же время — как быть людям, которым закоптили памятники? И вообще получается, в такие морозы лучше не умирать?

Отправляемся на кладбище. Как только въехали на территорию, в глаза бросились сложенные в кучи по 10-15 штук старые шины от грузовых автомобилей. Лежали они в основном возле новых захоронений, где, возможно, уже сегодня придется рыть могилы.

Проехав немного вперед, замечаем ряд из 6 наскоро сооруженных печек, в которых лежат остатки от шин. Здесь же сложен и весь инструмент кочегаров: лопата и вилы. А с другой стороны кладбища доносился гул работающего трактора. Там с помощью отбойника копальщики пытались вдолбиться в промерзлую землю.

Осторожно проходя между совсем свежих могил, пытаемся отыскать следы копоти или огня. Они заметны только на деревянных крестах. Остальные — сделаны из железа и выкрашены в черный цвет, так что выяснить, были ли они такими изначально или только недавно покрылись гарью, трудно.

Направляемся в здание дирекции. По дороге встречаем рабочих, которые пожелав остаться инкогнито, рассказали, что костры действительно жгут.

— А что делать? Земля промерзла, а копать нужно, вот мы ее и греем, — разводит руками один из землекопов. — Сейчас особенно тяжело, морозы на улице страшные и землю не продолбаешь, а яму нужно вырыть в два метра глубиной. Вон даже печки сделали, чтоб тепло в землю шло, но это мало помогает... Дров не хватает, поэтому иногда бросаем скаты, они дольше горят.

В администрации кладбища нам также подтвердили, что иногда используют шины.

— А как по другому вырыть яму? — переспросила сотрудница кладбища. — Грунт здесь глинистый, много влаги, так что на зиму промерзает глубоко, около метра. Топим в основном дровами, шины бросаем редко, это крайняя необходимость. Памятники коптятся? Да нет, костры разводят на новых захоронениях, до памятников далеко. Может, копоть немного на крестах оседает, но они ведь и так все черные, тем более что люди все равно будут менять их на памятники. А одними лопатами сейчас не управиться, поэтому копаем отбойником. В день от 15 до 20 заказов, работать приходится даже по ночам.


КСТАТИ
На остальных городских кладбищах проблемы тоже есть. В частности на "Берковцах" нам рассказали, что сейчас ямы копают с помощью отбойных молотков, а использование другой техники (тракторов. — Авт.) возможно только в теплое время года на открытых для массового захоронения кладбищах — Южном и Северном. Как разъяснили "Сегодня" в главном управлении ритуальных услуг КГГА, по правилам, все земляные работы на кладбищах столицы проводятся вручную, с помощью лома и лопаты, без прогрева земли. Что же касается жалоб граждан на закопченные могилки, то таковых к ним не поступало.