1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №30 (2271) за 08.02.2006

УЧИТЕЛЬНИЦА УДАРИЛА УЧЕНИКА, ЗАЩИЩАЯ ПРИЕМНУЮ ДОЧЬ

Скандал разгорелся в одной из ривненских школ. Защищая свою приемную дочь, учительница ударила ученика. Вынесенный за это ей руководством школы выговор не удовлетворил родителей пострадавшего мальчика, и они собираются обратиться в суд и Министерство образования с требованием уволить учительницу с работы.

Ситуация усложняется еще и тем, что педагог, кроме прочего, — воспитательница в детском доме семейного типа. Возмущенные родители задаются вопросом: "А не поднимает ли она руку и на приемных детей?"

"РАЗНОГЛАСИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ НЕ МОГУТ РЕШАТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ СИЛЫ"

—15 сентября наш сын-шестиклассник вернулся со школы подавленным, — рассказывают супруги Маринюки. — Очень волновался, жаловался на головную боль, плакал. Потом объяснил, что его избила учительница якобы за то, что он обижал ее приемную дочь, которая учится с ним в одном классе.

По версии родителей мальчика, Ирина Остапчук ворвалась в класс и на глазах у детей и классного руководителя ударила их сына по голове, дергала за волосы. Классный руководитель не ожидала такого поворота событий, поэтому не сразу отреагировала на агрессивное поведение коллеги. Когда мальчик заплакал, она, наконец, попробовала успокоить разгоряченную родительницу.

— В данной ситуации наш сын был абсолютно беспомощным и не мог дать отпор, — считают Маринюки. — Вследствие этого он получил тяжелую нравственную травму. Мы считаем, что разногласия между детьми не могут решаться с помощью силы, а такое поведение учителя аморально и несовместимо с работой педагога.

Жалобы подобного содержания возмущенные родители направили директору школы, начальнику городского управления образования и заместителю городского председателя по гуманитарным вопросам. В итоге Ирине Остапчук руководство школы вынесло выговор. Но родители мальчика посчитали этого недостаточным, впрочем, как и извинений учительницы за свой поступок.

— При таком потворстве чиновников, — мотивируют они, — учителя могут позволять себе еще и не такое поведение.

"ЕСЛИ БЫ ЗНАЛА, ЧЕМ ЭТО ОБЕРНЕТСЯ, ОБРАТИЛАСЬ БЫ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОРГАНЫ"

Как удалось узнать, у учительницы Ирины Остапчук более двадцати лет педагогического стажа. Не один год она была классным руководителем. Но, когда взяла на воспитание сирот, оставила за собой лишь десять рабочих часов. Свой поступок объясняет так:

— Моя приемная дочь не раз жаловалась на своего одноклассника, с которым сидела за одной партой. Я ей советовала обращаться за помощью к классному руководителю. Но однажды она пришла домой и рассказала, что мальчишка больно ударил ее по шее, ей даже трудно было глотать пищу. Конечно, оставить просто так это я не могла, тем более, что дочь совсем недавно переболела. На следующий день я пришла к ним в класс не как учительница, тем более, что я ничего у них не преподаю, а как мать. Просто хотела объяснить мальчику, что девочек обижать нельзя. Стала говорить с ним, а он начал грубить: "Чего вы от меня хотите? Я никого не трогал". Я действительно не сдержалась и ударила его по шее, чтобы он почувствовал, как это больно, чтобы ему это стало наукой на будущее.

Ирина Остапчук осознает, что поступила неправильно и, если бы знала, чем это обернется, обратилась бы в соответствующие органы. Теперь же ей невдомек, что еще надо сделать для того, чтобы ее оставили в покое. Учительнице обидно, что родители мальчика впутывают в эту ситуацию взятых ею на воспитание детей, высказывая предположения о том, что, якобы, она их избивает.

— Но разве я их брала для того, чтобы издеваться? — задается она вопросом. — Ну, хорошо, отберут у меня детей, останусь я без работы. Кому от этого будет хорошо? Неужели детям, которых мы с мужем воспитываем, будет лучше в интернате?

КОНФЛИКТ РАЗРЕШЕН?

Чтобы узнать, как отразиться конфликт на приемных детях мы связались с управлением по делам семьи и молодежи города Ривне.

— Дом семейного типа Остапчук существует уже три года, это — замечательная, дружная семья, — рассказывает "Сегодня" главный специалист управления Мирослава Косарева. — Мы знаем их только с лучшей стороны. У Ирины двое своих детей и восемь сирот, от которых отказались родители. Один из них — ребенок со сложной генетикой, у которого повышенная агрессия и жестокость, от него открестились даже специалисты. Тем не менее Ирина не побоялась взять его на воспитание. Вы не представляете, сколько хлопот у нее ежедневно! Я, конечно, не имею права ее защищать, но ее поведение тоже понятно. Мальчик, который не отличался хорошим поведением, действительно обижал ее дочь, это признали другие дети. Мы поговорили с семьей Остапчук, выяснили детали. В результате заключили, что это не тот конфликт, из-за которого их стоит лишать родительских прав. Ирина и так уже пострадала, попросила прощения у всех, у кого только возможно, получила выговор. Зачем же делать несчастными и ее детей? Она ведь не злая женщина, но в жизни случается всякое. С кем не бывает.

Как рассказал нам завуч школы, конфликт уже разрешен. После того, как о случившемся написала одна из местных газет, родители и мальчика и девочки, наконец, решили встретиться и поговорить. Встреча происходила в кабинете директора, где учительница еще раз извинилась за свой поступок. Родители мальчика, в свою очередь, признались, что решение подать в суд было принято "сгоряча". Теперь, дескать, это не имеет никакого смысла. А дети, по словам завуча, вообще помирились на следующий день и продолжают сидеть за одной партой.

— Но все это еще ничего не значит, — комментирует ситуацию детский психиатр поликлиники Института педиатрии, акушерства и геникологии Евгения Дубровская. — Можно было бы сказать "с кем не бывает" и рассказывать о хулиганистых детях, если бы женщина, которая подняла руку на ребенка, не была учителем. И тем более — воспитательницей в доме семейного типа. На самом деле такое поведение, особенно прилюдное — не что иное, как факт агрессии по отношению к ребенку. Женщина просто нашла причину, как эту арессию выразить. И здесь стоит повнимательнее присмотреться не столько к пострадавшим детям, сколько к самой Ирине, которая, возможно, несознательно проявила свои скрытые проблемы таким вызывающим образом. Ведь никто не дает гарантий, что подняв один раз руку, она не сделает это снова.

Казалось бы, ситуация прояснилась и нечего выносить сор из избы. Но так ли это? Во-первых, если бы не заметка в региональной прессе, дело бы, возможно, дошло до суда. Во-вторых, случай в ривненской школе показал, насколько взрослые, учителя в том числе, не готовы к диалогу с современными подростками. Тем более, с теми, кто не вписывается в обычные рамки прилежных учеников. Мы хотели подробнее расспросить у директора школы, часто ли в упомянутых учеников возникали трения, что классный руководитель, штатный психолог сделали для того, чтобы не допустить рукоприкладства, но общаться с нами она не стала, ссылаясь на то, что не было указания сверху и вообще, не стоит об этом говорить. Отсюда еще один вывод. Пока взрослые будут не разбирать конфликт, а пытаться его замять, подобных инцидентов не избежать. А то, что дети помирились — здорово, но ведь толком с ними никто не поговорил, не объяснил, как надо выяснять отношения, а, значит, завтра они снова могут "пойти в рукопашную". Словом, случай в этой школе, увы, типичный. Схожую ситуацию, уверены, могут припомнить практически все учителя. Но вряд ли кто-то сможет похвастать правильным ее разрешением. Разве не так?

P.S. По этическим соображениям, все имена героев публикации изменены.


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
"Дело даже не в том, кто первый начал эту ссору, мальчик или девочка, или кто-то из их родителей, — комментирует случай психолог, координатор восстановительного правосудия Украинского центра взаимопонимания Руслана Безпальчих. — Учительница, скорее всего, хорошая мама, судя по тому, какую огромную проверку сейчас проходят кандидаты в родители-воспитатели, и пошла на такое, конечно же, не случайно. Но важно знать, насколько эти люди готовы идти на компромисс. Раньше в конфликтах между учителями и учениками, как правило, использовался авторитарный метод — учитель всегда прав. Теперь мы все грамотные, готовы друг на друга подать в суд. Но ведь задача состоит не в том, чтобы наказать человека, а чтобы восстановить мир.
Пока, к сожалению, в наших школах не учат методике мирного разрешения конфликтов и споров, хотя это необходимо всем педагогам. Наши психологи не готовы к этому. Они грамотно занимаются клинической психологией, изучают ребенка по тестам — отсталый он или не очень, холерик или сангвиник. Но какой в этом смысл? Нужны посредники — медиаторы, которые смогли бы помочь выяснить, что хотят обе стороны. Подключить можно психологов, администрацию школы и юристов. Выход есть всегда. Надо лишь помнить о том, что родителям не стоит влезать в разборку с чужими детьми, говорить надо только со взрослыми. На Западе после таких сеансов медиаторов враждующие стороны даже становятся друзьями. Возможно, в этом — путь к восстановлению гармоничных отношений между учителями, учениками и родителями".