1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №32 (2273) за 10.02.2006

ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ ЗА БРАКОВАННЫЕ ПРОМТОВАРЫ СТАЛО СЛОЖНЕЕ

В редакцию все чаще обращаются читатели с просьбой помочь с возвратом денег за некачественный товар. Поход в в Главное управление по защите прав потребителей Киевской горгосадминистрации, показал, что народная тропа туда не зарастает: с самого утра люди приходят с жалобами, пока ждут в очереди, делятся между собой проблемами и опытом...

РЕМОНТ ВМЕСТО ДЕНЕГ

В декабре вступил в силу новый Закон "О защите прав потребителей", — рассказывает заведующий сектором правовой работы Главного управления по защите прав потребителей КГГА Вячеслав Голубовский. Во многом он прогрессивнее старого: расширена терминология, изменились нюансы правоотношений между производителем, продавцом и потребителем, конкретизировано понятие договора, отрегулирована возможность торговли на расстоянии (по интернету, почте). Кроме того, появилось понятие кредита — раньше заемщик, имея дело с финансовыми учреждениями, "потребителем" не являлся.

Явным минусом стало то, что теперь гораздо сложнее отстоять свои права при возврате некачественных промтоваров. "Благодарить" за неудобное нововведение нужно так называемых "профессиональных потребителей", которые, хорошо зная законы, покупают, например, одежду в дорогих бутиках, носят ее неделю, а потом возвращают под каким-либо предлогом. Магазины с ними редко связываются: экспертиза исследования одежды на предмет "ношеная, не ношеная" — одна из самых дорогостоящих.

По старому закону при выявлении существенного недостатка товара можно было сразу ставить вопрос о возврате денег. Сейчас это более сложная процедура, а права потребителей попросту ущемлены. Раньше, например, можно было запросто вернуть не понравившуюся электробритву в течении "гарантийных" 14 дней, а сегодня можно говорить только о ремонте. Заменить товар или вернуть деньги можно только после того как экспертиза обнаружила "существенный недостаток" (потеря формы, затраты на ремонт дороже, чем сама вещь, починка невозможна, недостатки возобновляются регулярно). Если недостаток "несущественный", неисправному товару "светит" только ремонт. К сожалению, экспертиза не всегда классифицирует недостаток как "существенный" или "несущественный", только говорит, по чьей вине он произошел.

Вернуть деньги несложно, если продают явный "неликвид". Был случай, когда женщина приобрела на базаре шубу. Одежка была великовата, и продавец предложил укоротить ее на месте своими силами. Так и сделали, но дома покупатель обнаружила, что шуба в дырках, как решето. Обменять ее на рынке отказались, так как "она потеряла товарный вид". Возможно, продавец по закону был бы и прав, если бы речь шла о товаре надлежащего качества, но в иске был поставлен вопрос о качестве шубы: сырья, пошива, санитарно-гигиенического соответствия. Как только в суде стал вопрос об экспертизе, продавец мигом вернул деньги. К сожалению, "хэппи-энды" в конфликтах покупателя с рынком редки из-за отсутствия чеков. На рынках кассовых аппаратов нет, а давать чеки продавцы не заинтересованы, ведь именно там продается большинство брака.

ПОЧЕМУ ХИМЧИСТКИ "ВАЛЯТ" ТОРГОВЦЕВ

Много жалоб поступает и на качество услуг. Наибольше количество заявлений приходится на изготовление мебели и дверей по индивидуальному заказу, — рассказывает начальник отдела контроля услуг и рекламы Главного управления по защите прав потребителей КГГА Татьяна Щиковская. Очень много недовольных качеством установки окон. Их не рекомендуется устанавливать в зимний период, но потребители заказывают, а предприятия принимают заказы, зачастую не предупреждая о возможных проблемах. При минусовых температурах монтажная пена, используемая для герметизации швов, не расширяется так, как это необходимо, в результате чего в швах образуются щели.

Сейчас в разгаре "сезон химчисток", и по ним также много жалоб. Часто бывает, что вещь, купленная на рынке, не имеет лейбла с указанием, как чистить. Предприятие не освобождается от ответственности, если его технические возможности или уровень знаний оказались недостаточными, и вещь испортилась. Но появилось интересное явление: химчистки, которые все правильно выполнили, но в итоге одежда испортилась, помогают людям доказать, что торговец продал им некачественный товар, выступая на их стороне в суде. Уже есть несколько случаев, когда вместо химчисток ущерб клиенту возмещали торговцы.

В квитанции химчистка, по согласованию с клиентом, должна поставить оценочную стоимость вещи, но часто ее занижает. Как быть, если куртка куплена за 1000 грн., а в квитанции написано 50 грн.? Раньше это было проблемой, но теперь существует понятие "недобросовестное условие договора", которое можно обжаловать в суде. Обращайте внимание, чтобы в договорах не ограничивалась ответственность предприятия за невыполнение вовремя заказа (неустойка). Даже если ее там нет, закон обязывает исполнителя платить 3% неустойки от стоимости услуги за каждый просроченный день.

Покупая услугу, клиент должен точно знать, что хочет, а ключевые условия должны найти письменное отражение в договоре (им может служить любой расчетный документ). Например, если речь идет о туристической услуге, в контракте должно быть прописано, какой отель, сколько "звезд", есть ли кондиционер и т.д.