1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №37 (2278) за 16.02.2006

"ПУСТЬ ВАС ДРУГОЙ ВРАЧ ПОЛЕЧИТ"

В райполиклинике Светлане собирались удалить зуб. Но стоматолог никак не мог найти его корень. Сделали рентген. По нему корень был "засечен", и, глядя на него, доктор смело ширнул куда-то вглубь инструментом. Женщина почувствовала острую боль, пошла кровь. Тогда она не знала, что доктор по ошибке или по случайности проткнул ей гайморову полость. Кровь он ей остановил, но сам дальше работать не стал, а послал к другому доктору — ортодонту.

Светлана вышла из поликлиники в трансе. Идти с каждым шагом было все труднее. С одной стороны, зубная боль, с другой — шок от свалившегося несчастья. Женщина, едва выйдя за ворота поликлиники, не смогла сама идти дальше. Хорошо, была мобилка — вызвала с работы мужа, тот примчался на такси, забрал и отвез в другую больницу.

Там Светлане сделали операцию: объяснили, что случилось прободение соустья и теперь нужно взять кусочек неба и "заштопать" им образовавшуюся в гайморовой полости "дырочку". За "заплатку" и другие работы пришлось заплатить 300 гривен, да еще 100 — за такси. Обидно. Вот и обратилась Светлана в Украинский национальный совет защиты прав и безопасности пациентов, чтобы узнать, какие имеет права и на что.

— Прав у пациента много, — рассказала руководитель медико-юридической службы Совета Людмила Солоп. — Главное, что у женщины были все документы, да и мы помогли собрать, что нужно. Интересно, что она вовсе не хотела "крови". Просто просила назад 300 гривен. "А уж такси пусть так и останется..." — говорила пострадавшая пациентка. Но врач повела себя неадекватно. Сначала пообещала вернуть ущерб, а потом отказалась. Светлане стали отвечать, что она вышла, а потом, что в отпуск ушла.

Тогда в бой пошла "тяжелая артиллерия" — юристы. Они вышли с претензией на главврача. Вот тогда перепуганный начмед сама разыскала Светлану и сказала, что ей отдадут все 400 гривен, но с интересным условием... Чтобы она не приходила с юристом!

— Но мы согласились на это условие, — рассказывает Людмила. — По мобилке Светлана читала мне все документы и после моего согласия подписала их. Ей отдали деньги. Но сам-то факт! Медики рядом с пациентом категорически не желают видеть юриста. И больше того — ставят такое условие. А ведь доктор должна была сама отвести пациента за ручку к другому врачу, попросить прощения, постараться сгладить свою, возможно, невольную вину.

Именно неэтичные действия врачей чаще всего приводят к конфликту с пациентом, считают юристы.


КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВРАЧУ И ПАЦИЕНТУ
Людям свойственно ошибаться. Дело лишь в том, готов ли человек признать свою ошибку и сделать все возможное, чтобы ее исправить.
1) Согласно ст. 6 ЗУ "Основы законодательства Украины об охране здоровья", каждый пациент имеет право на возмещение вреда, нанесенного его здоровью, если врач не докажет, что такой вред наступил не по его вине.
Согласно ст. 16 ЗУ "О правах потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы услуги были безопасными для его жизни и здоровья.
Согласно ст. 17 ЗУ "О правах потребителей", ущерб, нанесенный жизни, здоровью или имуществу потребителя услугами, которые содержат производственные, рецептурные или иные недостатки, надлежит возмещению в полном объеме, если законодательством не предусмотрено более высокой меры ответственности.
2) Согласно Клятве врача, утвержденной Указом президента Украины от 15 июня 1992 г. N349, врач, вступая в свою профессию, клянется и берет на себя обязательства признавать свои ошибки, достойно продолжать благородные традиции мировой медицины.
ПОЭТОМУ ВРАЧ ДОЛЖЕН БЫЛ
Немедленно оказать первую помощь пациенту: остановить кровь, вызвать скорую помощь, наложить швы или направить на операцию. А в данном случае — еще и компенсировать все затраты. Замечено: если врач демонстрирует желание помочь, то, как правило, пациент не идет жаловаться. Такое поведение врача смягчит и меру ответственности: сумму возмещения морального ущерба, в случае, если пациент таки предъявит претензии.
ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ТРЕБОВАТЬ
— фиксации произошедшего в медкарточке;
— возмещения материального ущерба, ущерба, нанесенного его здоровью, компенсации затрат на лечение, в данном случае на операцию по закрытию соустья, и т.д. В понятие "материальный ущерб" входят и траты на лечение, и на диетическое или иное специальное питание, санаторно-профилактическое лечение, и т.д.
Если же врач игнорирует требования, нужно в кратчайшие сроки подготовить претензию на возмещение материального и морального ущерба, либо написать жалобу на главного врача медучреждения, или же обратиться в суд. Два первых способа являются наиболее быстрыми и эффективными. Главное — бороться за свое право!