1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №42 (2283) за 22.02.2006

ЧТОБЫ НАПИСАТЬ ЗНАМЕНТЫЕ СТИХИ ВОЕННЫХ ЛЕТ, АГНИЯ БАРТО ПОШЛА РАБОТАТЬ НА ЗАВОД

Агния Барто, общаясь с ребятами, неоднократно говорила, что пишет для них "из хитрости" — ведь они обязательно вырастут, а стихи запомнят, и потом прочтут их своим детям. Вот стихи и проживут долго". Сверх ожидания, ее стихи: "Идет бычок качается, вздыхает на ходу...", "Зайку бросила хозяйка...", "Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик..." и множество других до сих пор помнит старшее поколение и знает младшее. Они остаются занимательными и поучительными, несмотря на то, что выходят с 1925 года!

За пятьдесят лет литературной деятельности Агния Барто написала десятки книг, в которых стихи и поэмы, очерки и рассказы, пьесы и киносценарии. Общий тираж превысил 20 миллионов экземпляров, причем некоторые переиздавались по четыреста (!) раз. Они печатаются и в нашей стране в наше время.

НЕ ПОРА ЛИ СТАНОВИТЬСЯ "ВЗРОСЛЫМ" ПОЭТОМ?

Родилась будущая детская писательница 17 февраля 1906 года в Москве в семье Льва и Марии Воловых. Отец был ветеринаром. По воспоминаниям Агнии Львовны, какие-то старушки из "Общества покровительства животных" постоянно дарили Льву Николаевичу канареек, он приносил их домой и требовал (очевидно, из воспитательных соображений), чтобы дочка за ними ухаживала. Но почему-то канарейки быстро погибали, и малышка, заливаясь слезами, хоронила во дворе очередную птичку.

Другим ярким детским воспоминанием был высокий голос шарманки за окном. Агния представляла, как она будет ходить по дворам и крутить ручку шарманки, чтобы изо всех окон выглядывали люди, привлеченные музыкой. Тогда же она начала писать стихи, и первым ее слушателем и критиком был отец.

Побывав однажды с отцом в театре, она передумала быть шарманщиком и твердо решила стать балериной. После окончания 4-х классов гимназии поступила в хореографическое училище. Однажды на урок политграмоты приехал Анатолий Луначарский. В его присутствии под музыку Шопена высокая и изящная Агния Волова прочла свое стихотворение "Похоронный марш", принимая соответствующие трагические позы. Через несколько дней Анатолий Васильевич пригласил запомнившуюся выпускницу в Наркомпрос и сказал, что, слушая "Похоронный марш", понял, что она обязательно будет писать... веселые стихи. Он долго и сердечно говорил с ней, написал на листке, какие книжки надо прочесть.

В 1925 году, после того как были прочитаны книги по совету Луначарского, Агния Барто решилась принести в Госиздат стихи, некоторые из которых были написаны вместе с мужем — поэтом Павлом Барто. Она думала, что эти стихи для взрослых, и была немало удивлена, когда их направили в детский отдел. Там тепло приняли начинающего автора, и в том же году стихи вышли отдельной книжкой. Этой книжкой и открывается творческий путь писательницы.

В те времена многие критики, да и литераторы, смотрели на детскую поэзию как на литературу второго сорта и подвергали жесточайшей критике. Досталось и Агнии Барто. В начале 30-х годов, на собрании, решавшем судьбу ее сборника для самых маленьких — "Игрушки", было сказано, что рифмы в них (в частности, в знаменитом "Уронили мишку на пол…") слишком трудны для детей. Автор принципиально не стала ничего менять, и книжка из-за этого вышла позже, чем могла бы. Но тогда Агния всерьез задумалась: не пора ли становиться "взрослым поэтом"?

ПРИХОДИЛОСЬ ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ СОТРУДНИКОМ ОТДЕЛА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Но начинающей писательнице посчастливилось встретиться с Маяковским на первом празднике детской книги. Он читал свои стихи на открытой эстраде в Сокольниках. Как он волновался! Как боялся, что дети его не поймут! Но дети поняли и приняли его с первого слова. После выступления, воодушевленный Маяковский в беседе с молодой писательницей говорил о том, "как нужна детям принципиально новая поэзия, обращенная к ребенку. При этом не следует пренебрегать юмором и сатирой". Встреча с Маяковским подтвердила ее собственные мысли, и впредь в своем творчестве она, в воспитательных целях, пользовалась сатирой и юмором. Но в своих стихах она смеется весело и не зло и помогает ребенку оглянуться на себя и исправиться. Вспомним "Лешеньку", который учит уроки, словно делает родным одолжение, или "Три очка за старичка", в котором ребята насчитывают себе очки за добрые поступки и т.д.

Понимая, что детскому писателю необходим не только жизненный опыт, но и точное знание мира ребенка, его психологии, Агния Барто читала письма детей, присланные в "Пионерскую правду", бывала в яслях, детских садиках, школах, и детских домах. Иногда для этого приходилось представляться сотрудником отдела народного образования. Прислушивалась к разговорам ребят на бульваре, на улице, во дворе. Как-то зимой, увидев на улице девочку, везущую санки с металлоломом, подошла и спросила, куда везет и зачем. Девочка рассказала, что очень хочет, чтобы ее звено победило в соревновании по сбору металлолома. Так родились строки стихотворения "У нас на Якиманке". В другой раз весной Барто услышала, как маленькая девочка, глядя, как передвигают дом у Каменного моста, спросила у своей мамы: "А теперь в этом доме прямо в лес можно ездить?" Понимая, что детское воображение моментально нарисовало удивительные картины, Агния Барто написала стихотворение "Дом переехал".

Замысел книжки "Петя рисует" родился после того, как Агния Барто услышала разговор двух школьников:

— Петя, дай мне черную краску.

— Зачем тебе одна черная?

— А мне капиталистов рисовать!

По рассказам дочери, Агния Барто, прежде чем сдать рукопись в печать, писала бесконечное количество вариантов. Обязательно читала стихи вслух домочадцам или по телефону коллегам-друзьям —Кассилю, Светлову, Фадееву, Чуковскому. Внимательно выслушивала критику, и если принимала, то переделывала.

АГНИЯ БАРТО СОЕДИНИЛА 927 СЕМЕЙ

Агния Барто во время войны много выступала по радио в Москве и в Свердловске, в эвакуации. Ее военные стихи, статьи, очерки печатали в газетах. В 1942 году она была на Западном фронте как корреспондент "Комсомольской правды". Очень хотела написать поэму о подростках-уральцах, работавших у станков на оборонных заводах. Но чувствовала, что недостаточно знакома с интересами и психологией ребят, которых война заставила взрослеть раньше времени, работать и кормить семью. Павел Петрович Бажов, с которым общалась Агния Барто, посоветовал ей приобрести какую-нибудь рабочую специальность и поработать вместе с подростками. Агния Львовна вместе с группой ребят начала работать на заводе ученицей и получила разряд токаря, правда, самый низкий, зато были написаны ее знаменитые стихи военных лет, вошедшие в сборник "Подростки", и поэма "Никита".

Агния Барто продолжала писать много, с увлечением... Перерыв в творческой работе был только весной 1945 г., когда в семье случилась трагедия: погиб старший сын Гарик — его сбила машина. Агния Львовна так и не смогла свыкнуться с этой болью и стала бояться за родных.

— Даже когда у меня появилась своя семья, — вспоминает ее дочь от второго брака Татьяна Щегляева, — с нашей квартиры в знаменитом писательском доме в Лаврушинском никто не съехал. Агния Львовна хотела, чтобы все жили вместе. Народу было много, но уживались нормально — все со всеми считались. Но если кто-нибудь из семьи не приходил вовремя, задерживался, Агния Львовна очень беспокоилась.

В послевоенные годы Агния Барто написала несколько небольших поэм для детей, в том числе поэму "Звенигород", о судьбе детей, переживших войну и оказавшихся сиротами. После выхода этой книги женщина, которая разыскивала в течение восьми лет свою дочь, потерявшуюся во время войны, написала Барто, что, прочитав поэму "Звенигород", "сердце ее болит меньше, т.к. теперь она знает, что ребята в наших детских домах окружены заботой и любовью". В письме не было никаких просьб, только надежда, что, может быть, ее Нина жива и выросла в хорошем детском доме. С этим письмом Агния Барто обратилась в отдел розыска пропавших детей, и поиски возобновились. Через два года дочь была найдена и встретилась с матерью.

С этого эпизода началась на радио "Маяк" программа Агнии Барто "Найти человека".

Она бралась за то, что было не по силам милиции и Красному Кресту. Выросшие дети, которых искали и которые сами разыскивали близких, часто не знали ни своего настоящего имени, ни имен родителей, ни даже места, где жили до войны. Все, что у них было — это обрывки детских воспоминаний. В эфире "Маяка" она зачитывала отрывки из писем, которых за девять лет существования программы получила больше 40 тысяч. Иногда люди, уже отчаявшиеся за долгие годы поисков, находили друг друга после первой же передачи. Так, из десяти человек, чьи письма Агния Львовна однажды прочла, нашлись сразу семеро. На имя Барто потоком шли письма и благодаря ей удалось соединить 927 разлученных семей.

Потом весь этот материал был собран Агнией Барто в первую книгу прозы, названную тем же именем: "Найти человека". Позднее книга была экранизирована, фильм получил приз на международном кинофестивале в Локарно и стал кинодебютом Лии Ахеджаковой.

Также в послевоенные годы Агния Львовна писала сценарии к детским кинофильмам. Стихотворение Агнии Барто "Веревочка" стало основой фильма режиссера Ильи Фрэза "Слон и веревочка" (1945). Но самым знаменитым стал, фильм "Подкидыш". Сценарий к этой картине Агния Барто написала вместе с Риной Зеленой, а главную роль в нем исполнила Фаина Раневская.

КОМУ ДОРОГА "ПАМЯТЬ ДЕТСТВА"

Агния Барто старалась познакомить детей с лучшими стихотворениями детских поэтов разных стран мира. Ее переводы составили замечательный сборник "Переводы с детского". Стихи же самой Агнии Львовны переведены на десятки языков.

Она умерла внезапно, от инфаркта. Еще в марте выступала на Неделе детской книжки, несколько дней пролежала в больнице, работая над очередным томом собрания своих сочинений. А 1 апреля 1981-го ее не стало. Одна из последних записей Агнии Барто: "Как трудно иной раз бывает поставить точку. Скажем, в отношении с человеком, которого привык считать другом. Или точку на своем любимом деле, если ты почему-либо не можешь его продолжить".

Астрономы (наверняка они тоже знали не один десяток строк Барто наизусть!) назвали именем поэтессы маленькую звезду — на звездных картах можно найти астероид, названный в честь Агнии Львовны Барто.