1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №44 (2285) за 24.02.2006

ВЧЕРА ВЗОРВАЛИ "ПОДЗЕМКУ" — ВЫЖИЛИ НЕМНОГИЕ

В среду около двух часов ночи к столичной станции метро "Арсенальная" начали с воем сирены прибывать пожарные машины, милиция, "скорая". Служивые оцепили вход в "подземку", а огнеборцы стали разворачивать технику — кислородные баллоны, рукава — и спустя пару минут в полной амуниции исчезали в задымленном вестибюле станции. До этого поезд с пассажирами отъехал от платформы "Арсенальной" в сторону станции "Крещатик" на 150 метров и внезапно в первом вагоне прогремел взрыв, вспыхнули сидения и салон вагона. Станционные работники принялись выводить на поверхность пассажиров, оказавшихся на станции, которую быстро заполнял едкий дым. Пока это была не ужасная реальность, а учения, но они показали, что если бы ЧП произошло — скорее всего, выжили бы очень немногие.

САМАЯ ГЛУБОКАЯ И САМАЯ ОПАСНАЯ?

Ситуацию осложняло то, что ЧП произошло на самой глубокой станции столичной "подземки" и мира — 194 метра. За сутки пассажиропоток — около 46 тысяч человек. Выбраться с перрона можно только по двум эскалаторам, но во время пожара они не работают, поэтому пассажирам будет сложно достичь поверхности. К тому же, система вентиляции не может справиться с дымовой массой — потоки воздуха практически не контролируемы. И на "Арсенальной" люди оказались в западне.

Прорываюсь через милицейский заслон на станцию. Четверо работников спускаются на рельсы и вытаскивают из-под перрона раскладную лестницу с перилами. На установку спуска (он, кстати, припрятан на каждой станции метро) уходит только полторы минуты. Практически рекорд! По нормативам, это нужно делать за пять минут. А если лестница поломана, на станции есть запасная. В дыму замечаю пожарных — они надевают людям, находящимся на станции, противогазы и выводят на поверхность. За этим звеном спускается другое и направляется в тоннель. Бегу за ними. Пожарные переговариваются по рации: на том конце провода подтверждают взрыв и называют предварительное количество жертв.

Бежать по рельсам трудно — то и дело цепляешься за всевозможные коммуникации, да и видимость — нулевая. Навстречу идут пассажиры из других вагонов взорванного поезда, их должны вывести на станцию и посадить в состав по направлению станции "Днепр".

"ПАЦАНЫ, Я ЩЕКОТКИ БОЮСЬ!"

150-метровку мы преодолели быстро. Спустя несколько секунд замечаем белые огни поезда. Машинист продолжает помогать пассажирам спуститься на рельсы. Огнеборцы, подсаживая друг друга, пролезают в вагон. Проходим по составу, пробираясь к взорванному первому.

Перед нами возникает жуткая картина: в вагоне — более 20 пострадавших, из них четверо тяжело ранены и, лежа на сидениях, корчатся от боли. Спасатели достают кислородные маски и надевают их людям. Пострадавших грузят на носилки и спускают на руках в тоннель, чтобы отнести на станцию. Там организовали медпункт — врачи определяют степень полученных травм и выносят людей на поверхность.

"Помогите!" — орал парень лет двадцати. Когда ему напялили на голову противогаз и на носилках начали спускать вниз, он вдруг засмеялся: "Не щекочите меня, пацаны, я щекотки боюсь! И не уроните — ваш брезент трещит!"

ЗА 10 МИНУТ СОТНИ ЛЮДЕЙ НЕ СПАСЕШЬ

Если честно, спасали людей весьма медленно. Впрочем, как заверили нас пожарные, быстрота на учениях — вопрос второй, главное — слаженность в действиях пожарных, горноспасателей, метрополитеновцев.

Итог? Спасатели остались не очень довольны учениями. В частности, аппараты дымозащиты не рассчитаны на длительное пребывание в метрополитене. Тем более, что станция "Арсенальная" — глубокого залегания, и в реальных условиях, чтобы спуститься по неработающему эскалатору (почти 200 метров вниз), а затем — вверх, понадобится более 40 минут. То есть, на работу под землей у спасателя остается всего 10 минут! Нужны современные спецаппараты, а их критически не хватает, да и стоят они недешево. Та же ситуация и с одноразовыми средствами защиты для пассажиров — на эти учения спасатели приехали с десятком противогазов. Это мизер, если учитывать, что на станции может скопиться до двух тысяч человек. Столичные огнеборцы убеждены: для этих целей нужно разработать городскую программу и закупить необходимое количество противогазов "на всякий пожарный".


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
27 июля 1998 года на столичной станции метро "Лукьяновская" произошел крупный пожар — загорелись силовые кабели в тоннеле. На глубине 60 метров густой дым мгновенно заполнил всю станцию. На перроне отрезанные дымом от внешнего мира оставались 16 пассажиров. Благодаря столичным спасателям их удалось спасти и потушить огонь.


КСТАТИ
Вчера Владимир Петренко, гендиректор "Киевметростроя", озвучил причины аварии происшедшей 28 января на строящейся станци метро "Демеевская", когда рухнул кран. Первое – это подземные воды, которые добавили давление на стену станции. А еще — 20-градусные морозы. Взрыв, который произошел в результате промерзания стены, вызвал падение крана.