1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №45 (2286) за 25.02.2006

КРЫМСКИЙ ШЕДЕВР "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

В Балаклаве 50 лет назад появились первые бригады строителей, которых мобилизовали для создания подземного города. При оформлении с рабочих и специалистов брали подписку о неразглашении. Многие ветераны до сих пор ссылаясь на запрет КГБ отказываются говорить на эту тему. Проект был окутан тайной, кто-то был уверен, что строит городскую телефонную станцию, кто-то даже не подозревал, что с соседом по дому работает на одном и том же предприятии под кодовым названием "Объект 825 ГТС".

ВОЕННЫЕ ИНЖЕНЕРЫ ПРИДУМАЛИ "АНТИЯДЕРНЫЙ ГОРОД"

— Этот объект можно назвать шедевром военной инженерной мысли, — рассказал нам директор музейного комплекса "Балаклава" Валерий Садовниченко. — Он задумывался как защитное сооружение от реальной тогда ядерной угрозы. Строительство велось под прикрытием легенд. В Балаклаве специально было развернуто рудоуправление, и при нем СУ-528, которое до сих пор существует. Рабочие пробивали гранит внутри горы Таврос и углубляли канал. Грунт и руду из отвалов, которые вычерпывали при строительстве, по ночам вывозили на рудоуправление и перерабатывали.

За 7 лет и 110 млн советских рублей незаметно для потенциальных врагов СССР на Черном море появилась военная база — подземный комплекс с общей площадью залов, туннелей и переходов около 15 кв. км! В 1961 г. специалисты Балаклавского завода по ремонту подводных лодок приняли на обслуживание первую субмарину. Полукилометровый искусственный канал (глубина 8—9 м и ширина от 12 м до 22 м в разных местах) с системой тоннелей насквозь прошивает 126-метровую скалу. При этом уровень канала на 7 м ниже уровня моря! Советские инженеры блеснули мастерством и супертехнологиями.

Многоцелевые дизель-электрические подводные лодки 613 и 633 проекта (длина — 76,68 м, ширина — 6,72 м), базировавшиеся в Балаклаве, из открытого моря по каналу попадали внутрь горы и незаметно под водой выходили из нее на боевое дежурство. Параллельно с каналом проходит сухой 107-метровый док, где от трех до шести недель ремонтировали лодки на стапелях. Специалисты завода меняли и подзаряжали аккумуляторы, — под землей были мощные генераторы, загружали торпеды и ракеты, пополняли запасы воды и солярки по трубопроводу, который выходил к доку. С 1963-го в арсенале завода хранились ядерные боеголовки.

— Объект мог бы выдержать ядерный удар в 100 килотонн и не утратить дееспособность, — рассказывает капитан I ранга Валерий Калач, в 60—70-х гг. старший офицер отдела по эксплуатации оружия. — Даже если бы ядерная бомба взорвалась в районе Балаклавской бухты, она не причинила бы арсеналу никакого вреда. Одно время мы в объекте хранили и воду, и сухой паек на несколько месяцев. В наши задачи входило хранение, проверки и осмотры, окончательное приготовление и выдача ядерного оружия на корабли и в части флота. В том числе потом и на авиацию.

"ЧЕРНАЯ ДЫРА" В ЧЕРНОМ МОРЕ

В укрытии могло находиться 7—8 подводных лодок и до 1500 человек. В подземном городе была продумана система жизнеобеспечения с помещениями для отдыха, госпиталя, кухни.

— Американцы только удивлялись, куда это пропадают наши лодки, — вспоминает контр-адмирал Константин Безпальчев, в те годы он был на заводе заместителем начальника отдела по эксплуатации оружия. — Со спутника они же отслеживали передвижения в Черном море. И вдруг лодки исчезали в какой-то "черной дыре". Естественно, им очень хотелось выяснить причину такой "аномалии". Но подступы к объекту тщательно охранялись. Все было замаскировано так, что даже с 5—10 метров нельзя было заметить вход в штольни.

После распада СССР ядерное оружие в 1991—92 гг. было вывезено в Россию, и завод прекратил свое существование. После раздела флота громадный "пункт базирования", но всего с одной, да и то нефункциональной подлодкой достался в наследство украинцам. Лишь однажды стальные сверхпрочные затворы и двери пригодились уже независимой Украине — во время денежной реформы в помещения арсенала со всего Крыма в кузовах КамАЗов свозили карбованцы. Вместо ракет на стеллажах высились в человеческий рост кучи денежной массы, вышедшей из обращения. Потом за несколько лет "бесхоза" в середине 90-х объект разграбили с потрясающим воображение размахом. Металла вывезли столько, сколько вся пионерия Крыма "по зову Родины" не собрала за всю историю своего существования. Очевидцы рассказывают, что бригады грабителей, не таясь, загоняли в подземелье грузовики. А сейчас там оборудуются выставочные залы, и если в ближайшие несколько лет планы в отношении "объекта 825" снова не изменятся, это будет самый большой по площади музей в Европе.