1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №47 (2288) за 28.02.2006

ИСКУССТВО ЖИТЬ БЕЗ ЕВРОПЫ

На минувшей неделе Украину облетели слова вице-президента Еврокомиссии Гюнтера Ферхойгена о том, что "через 20 лет членами Евросоюза будут все европейские страны, кроме стран бывшего СССР, которые сегодня еще не вошли в ЕС". Если бы СМИ были внимательней к заявлениям деятелей Евросоюза, такие высказывания облетали бы Украину гораздо чаще. Никто у нас не обратил внимания, например, на то, что 15 февраля Еврокомиссар по расширению Оли Рен сказал: "В вопросе расширения мы имеем сложную повестку дня, поэтому теоретическая дискуссия, например, о том, должна ли Украина когда-нибудь вступить в ЕС, в настоящее время не на пользу ни Союзу, ни украинцам". Но, вместо рассуждений на тему, когда же Украину захотят видеть в ЕС, полезней подумать о другом. Что теряем мы, оставаясь вне ЕС и стоит ли по этому поводу посыпать голову пеплом.

ЕВРОПА БЕЗ ЕС

Абсолютное большинство граждан Украины хочет и ездить в Европу без виз, и иметь в своей стране такой же уровень демократии, экономического процветания и социальной защиты, как в государствах Евросоюза (прежде всего в старой Европе — Франции, Германии, Голландии). Такое желание понятно и справедливо. Однако вопрос в том, обязательно ли членство в Евросоюзе, чтобы воплотить его в жизнь? Наши политики, постоянно жалуясь, что нас в ЕС не пускают, толкают общество к мысли, что пока мы там не будем, то не будет у нас ни европейского уровня демократии, ни процветания, ни социальной защиты, ни безвизовых поездок тоже не будет.

Однако под боком у ЕС находятся такие государства, как Норвегия, Швейцария, и Исландия. Их никто не назовет неевропейскими, хотя в Союз они не входят, поскольку сами того не пожелали. С демократией и социальной защитой там все в таком же порядке, как в старой Европе (и в заметно большем, чем в тех же прибалтийских государствах) и за визами для поездок в Евросоюз обращаться не надо. А по ВВП на душу населения каждая из них превосходит все другие государства ЕС, кроме Люксембурга. Швейцария, еще менее заметная на карте, и имеющая населения поменьше, чем даже в Чехии и Венгрии, в экономическом плане почти великая держава. По объему ВВП она на 17 месте в мире. А как экономический партнер Евросоюза — на втором месте после США, превзойдя по внешнеторговому обороту с ЕС даже такого гиганта, как Япония.

Итак, Швейцария смогла достичь такой первоклассной "европейскости" без членства ЕС. Почему же наши власти так не верят в наш народ, считая, что мы этого не сможем?

К слову сказать, без виз в Европу ездит не только швейцарцы и норвежцы, но и, к примеру, граждане стран Латинской Америки — которые трудно назвать высокоразвитыми.

Далее. Мы хотим продавать беспрепятственно свои товары в Европу? Для этого нет необходимости вступать в ЕС — достаточно подписать с Евросоюзом договор о зоне свободной торговле (и это вполне реально после того как наша страна вступит в ВТО).

ЕВРОПРАВИЛА

Конечно, могут возразить, что Швейцария всегда имела не худший уровень жизни, чем ее европейские соседи, а вот Украине, чтобы побыстрей приблизиться к Европе надо принять правила Евросоюза. Но что такое — эти правила? Это законодательство объемом в 85 тысяч страниц. В частности, требуется, обязательно иметь НДС величиной не менее 15% при фактическом отсутствии льгот по этому налогу, который в украинских условиях вечная головная боль для экономики. А еще надо повышать акцизы на нефтепродукты, хотя нефть в мире и так дорожает. Так, Латвия, войдя в ЕС в 2004-м обязана поэтапно повышать акциз на бензин, пока он с 240 евро за 1 тыс. литров не вырастет 2011-му до 359 евро. Неужели НДС и такие акцизы — непременные условия демократии и "европейскости"? Также как и резкое ужесточение всевозможных стандартов для предпринимателей, что уже жестко ударило по малому бизнесу в новых членах ЕС?

Однако условия надо принимать целиком, а не выбирать только те, которые нам нравятся. Еще одно из условий – передача значительной части суверенитета, в основном в экономической и финансовой области Еврокомиссии и советам министров ЕС. На последних многие решения принимаются квалифицированным большинством, где каждая страна имеет определенный процент голосов в зависимости от числа населения. Войди Украина в ЕС сейчас, она имела бы 7%. Слишком мало, чтобы в одиночку заблокировать любое невыгодное решение.

Об этих условиях у нас до сих пор помалкивают. А интересно провести соцопрос, сколько украинцев согласны не вообще на вхождение в ЕС, а на вхождения с ограничением суверенитета, то есть фактически с ПОТЕРЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ.

И это еще не все. Есть еще фактор России. Вступление в ЕС приведет российско-украинские отношения в соответствие с российско-европейскими. Это касается и визового режима, и цен на энергоносители, и условия доступа украинских товаров на российский рынок.

МЕЧТА "ПОЛЬСКОГО САНТЕХНИКА"

Но может, принятие комплекса европравил, в том числе малоприятных, необходимое условие ускорения развития? Увы. Прогнозы, Евростата показывают, что в ближайшие годы темпы роста экономики стран Восточной Европы окажутся ниже, чем были перед вступлением в ЕС (и ниже, чем были у Украины в 2002—2004 годах). И это при том, что пока сохраняется один из ключевых инструментов роста экономики этого региона — относительно низкие налоги. Но "старая Европа" пытается и в этой сфере навязать новичкам игру по своим правилам.

Поэтому-то среди тех, кто явно не в восторге от участия своих стран в Евросоюзе, не только экстравагантные личности вроде "польского Жириновского" Анджея Леппера, но и, например, архитектор чешских экономических успехов, нынешний президент страны Вацлав Клаус, который в 2004-м отметился тем, что в день вхождения в ЕС, европейского флага не вывесил.

Конечно, нельзя не видеть и того, что многие в Восточной Европе членству в ЕС рады. Как правило, наиболее радуется молодежь, безработные и низкооплачиваемые работники — у них появляется возможность беспрепятственно ехать трудоустраиваться в страны Западной Европы. Пресловутый "польский сантехник", который в массовом порядке переселился во Францию и Германию стал символом 2005 года для "старой Европы", возбуждая серьезное беспокойство у местного населения за свои рабочие места. У нас наверняка такая перспектива тоже вызывала бы определенный энтузиазм — немало людей готовы уехать работать в ЕС (при том, что миллионы уже там "заробитчанствуют"). Но благо ли это для страны? Уже сейчас у наших предприятий есть большая проблема с квалифицированными работниками. А уже через лет пять-десять лет из-за демографического кризиса 90-х годов трудоспособного населения не будет хватать катастрофически. Так что к моменту гипотетического вступления в ЕС в Украине скорее будет наблюдаться не проблема безработицы, а проблема нехватки рабочей силы. Тем паче, что пока у нас будет массовая безработица и много желающих отправиться в ЕС на заработки, нас не только в Союз не примут, но и безвизовый режим даже не введут.

ЗАКАТ ЕВРОПЫ?

Для того, чтобы построить верную политику относительно Евросоюза, недостаточно правильно взвесить, его нынешние достоинства недостатки. Куда важнее спрогнозировать то, каким окажется Евросоюз в ближайшие десятилетия. Ведь если и пригласят Украину в ЕС, это будет не ЕС образца 2006-го, а ЕС в лучшем случае образца 2020-го. Срок огромный.

Советские идеологи рисовали лишь одну перспективу для мира — повсеместное торжество коммунизма. Также и украинским апологетам евроинтеграции видится дальнейшая перспектива ЕС только как бесконечный рост процветания и упрочение стабильности. Но на самом деле такой сценарий лишь один из многих. А наиболее реальными выглядят следующие перспективы развития.

Вполне реально, что преодолев организационные сложности страны Евросоюза и дальше будут интегрироваться. Но это уже будет создание фактически единого государства, о котором и сейчас мечтают многие, особенно во Франции и Германии. Именно о таком государстве как о перспективе ЕС говорит в упомянутом в начале статьи интервью г-н Ферхойген. Правда, отмечает, что в этот политический союз возможно войдут не все страны ЕС. Таким образом у Украины будет два варианта участия в ЕС – либо войти в аморфную и громоздкую в управлении структуру нынешнего ЕС (с определенным "поражением в правах"), либо становиться субъектом какой-либо из подобных федераций с правами поменьше, чем у УССР по брежневской Конституции 1977 года.

А какие перспективы в социально-экономическом плане? Есть три возможных сценария.

Во-первых, необходимость роста социальных расходов из-за роста числа пенсионеров при сокращении трудовых ресурсов из-за низкой рождаемости будет стимулировать происходящий уже сейчас перенос многих производств за пределы ЕС, в страны с более благоприятным налоговым климатом (например, в Россию и, пока, в Украину). В результате рост экономики прекратится, и ЕС как эталон процветания начнет терять привлекательность.

Во-вторых, из-за демографического кризиса, Европа еще шире раскроет двери перед мигрантами из третьего мира — за это уже сейчас активно ратует бизнес. Впрочем, например, в Нидерландах и с нынешними полузакрытыми дверями за последние 40 лет число выходцев из третьего мира увеличилось в 30—40 раз, и в будущем 10-летии голландцы могут стать там этническим меньшинством. И Голландия не исключение. Поскольку прецедента массовой успешной интеграции людей других цивилизаций в европейскую культуру не существует, то страны старой Европы скоро могут оказаться полем этнических конфликтов, по сравнению с которыми ноябрьские беспорядки во Франции будут детской забавой. Такая Европа будет не более привлекательна в качестве эталона стабильности, чем Косово или Чечня.

В-третьих, возможно, Европа обуздает демографо-этнический кризис и в отличие от СССР, не сумевшего создать единый советский народ, сотворит единые многонациональные: французский, немецкий и другие народы, которые станут частью общеевропейского народа.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ НЕЙТРАЛИТЕТ?

Авторы искренне желают европейцам успеха в реализации последнего сценария, который сохранит мир на континенте. Но не учитывать все прочие риски для Украины было бы преступлением. По той простой причине, что вступив в ЕС мы теряем главное — свой суверенитет. Мы окажемся во власти евробюрократии, не имея на нее никакого влияния. То есть, мы вынуждены будем полностью положиться на ее разум и на счастливую судьбу самого ЕС. А это, с учетом описанных выше перспектив Европы — недопустимо высокий риск. Не лучше ли постараться складывать яйца не в одну корзину и трезво просчитывать все варианты? Может быть нам пример не Польша, а Швейцария, которая провозгласила свой нейтралитет и живет очень неплохо?

Попробуем разобрать такую перспективу. Итак, Украина — это нейтральное государство, которое не является членом ни ЕС, ни НАТО, ни ориентированной на Россию Организации Договора коллективной безопасности. Украина добивается безвизового режима с ЕС (рано или поздно европейцы должны же нас признать равными по уровню развития Эквадору), сохраняет безвизовый режим с Россией. Экономические отношения с Россией строятся через зону свободной торговли и единую энергетическую политику (низкие цены на газ) в рамках ЕЭП. С ЕС создается зона свободной торговли. То есть мы можем свободно продавать свои товары и в Европу и в Россию. Ездить свободно и по Европе и по России.

Как минимум, такая перспектива стоит всенародного обсуждения. И как минимум, власти должны отказаться от своей большевистской установки, которую можно сформулировать так: "Евросоюз — это царство небесное. Туда нам надо вступать хоть тушкой и чучелом". Стране нужно дать возможность честно и здраво оценить разные варианты своего будущего.