1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №49 (2290) за 02.03.2006

ТЕСТИРОВАНИЕ ОТМЕНЯЕТСЯ!

Март прошлого года ректоры и чиновники образовательной системы помнят до сих пор. И ту самую коллегию, в которой участвовал президент Виктор Ющенко. Нельзя удержаться, чтобы не процитировать слова, сказанные им тогда: "Каждый вуз, который не хочет искушать свою судьбу, должен стараться проводить программу внешнего тестирования уже сейчас. У нас нет и двух лет для адаптации этой системы, как предлагает министр образования. Это слишком долго. Поэтому я хочу записать в протокол коллегиума: 2006 год — это год, когда для всех вузов вводится адаптированная система тестирования. Снимите камень со своей души, посчитайте финансы и технические возможности, но сделайте это программой, которую будет персонально опекать каждый ректор университета!"

Помня об этом, нынешние выпускники зашевелились заранее: когда и где можно проверить знания, дабы убить сразу двух зайцев: одновременно сдать вступительные и выпускные экзамены. И вот тут началось самое интересное.

"ВСЕ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ НА ГОД!"

Огорошили нас в Главном управлении образования Киева, добавив: "В этом году внешнего тестирования не будет вообще!"

Удивлению не было предела, ведь буквально неделю назад на коллегии министр образования Станислав Николаенко с восторгом рассказывал о том, что в этом году "параллельно будут проводиться две вступительные кампании. Первая будет проходить по обычной схеме: окончил школу — поступаешь в университет. Вторая — это эксперимент, который заключается в том, что выпускные экзамены будут совпадать со вступительными. Выпускники с сертификатами о сдаче выпускных экзаменов будут иметь право на основе этого документа поступать в любые вузы".

Звоним в министерство за разъяснениями. Ответы как под копирку: ждем совещания, на котором министр образования и работники Украинского центра тестовых технологий оговорят все детали и этапы внешнего тестирования. А прежде, как говорится, без комментариев.

ЧЕРНИГОВ НАМ ПОКАЖЕТ

Прояснить ситуацию согласилась директор Украинского центра оценивания качества образования Лилия Гриневич:

— Внедрение внешнего тестирования разбито на этапы. В 2006 году мы планируем создать и оборудовать инфраструктуру системы внешнего оценивания — сам центр и 9 его подразделений. На протяжении предыдущих трех лет внешнее тестирование проводил Центр тестовых технологий Международного фонда "Відродження". А сейчас создается государственная система, которая будет финансироваться из госбюджета. В этом году пилотное тестирование коснется только выпускников Черниговской области. В остальных регионах внешнее тестирование проводиться не будет, как это было в прошлом году. Выпускникам черниговской области по желанию будут предоставлены информационные материалы для подготовки, и кто захочет, тот проверит свои знания. Результаты можно будет засчитать как государственную аттестацию или вступительный экзамен по математике, истории, украинскому языку во все вузы, подчиненные министерству образования. Если оценка ребятам не понравится, они могут ею не воспользоваться.

А вот в 2007 году, когда это тестирование станет обязательным, а не экспериментальным, уже в сентябре во все школы будут разосланы информационные материалы, чтобы дети смогли хорошо подготовиться.

Введение внешнего тестирования — это серьезная реформа, которая влияет на всю систему образования, а главное результат тестирования будет влиять на судьбы абитуриентов. Как правило, подобные нововведения в образовании требовали в других странах от 3 до 5 лет.

— И все-таки, почему эксперимент свернули до пределов одной области? — интересуемся.

— Во-первых, еще так и не создан Всеукраинский центр тестирования. Только с его появлением заработают региональные центры. На это нужно время и деньги. Фонд "Відродження" продолжает проект "Центр тестовых технологий", но он будет направлен на подготовку специалистов по внешнему тестированию, на то, чтобы проинформировать общественность, на разработку механизмов контроля общественности за открытостью и прозрачностью системы. А само тестирование, его проведение должен финансировать непосредственно государственный центр.

— Станислав Николенко говорил о том, что выделены 44 млн гривен, часть этих денег и должна пойти на эти цели. Видимо, этого мало?

— Дело не в этом. 44 млн — это деньги, заложенные и на ремонт помещений под центры оценивания, и на покупку нужной техники. Этих финансов достаточно. Совсем другое дело, когда мы говорим о том, что необходимо время. Подобное тестирование должно быть хорошо подготовлено. Если вы беспокоитесь о том, что меньше ребят пройдут через тесты, то это не так. Количество выпускников с сертификатами останется на уровне прошлого года, просто они будут сконцентрированы в одной области.

Есть еще одна проблема. В прошлом году сертификатами воспользовались только 20% абитуриентов. А все потому, что университеты предпочли интерпретировать балл тестирования, как им угодно, причем в результате оценка оказывалась настолько низкой, что дети даже боялись упоминать о том, что они проходили тестирование. Например, в сертификате была указана оценка — 9 баллов по украинскому языку, а в переводе на вузовскую шкалу она едва дотягивала до 8 баллов. Хотя на последней коллегии Станислав Николаенко убеждал, что вузы должны согласовать шкалу переведения баллов сертификатов с Украинским центром оценивания качества образования.


НЕ ПУТАТЬ
Внешнее тестирование проводится в региональных центрах тестирования по программам, разработанным независимым центром тестирования. Их результаты могут быть одновременно защитаны как выпускные так и вступительные.
Вузовские тесты разработаны специалистами каждого высшего учебного заведения вместо привычных билетов. И к национальному тестированию отношения не имеют.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Лилия Гриневич, директор Киевского центра тестовых технологий
"Для того чтобы система тестирования была объективной и справедливой, она должна быть совершенной в технологическом плане. А в такой большой стране, как Украина, где приблизительно 500 000 абитуриентов ежегодно, создать такую систему за год практически невозможно. Нужно, во-первых, поэтапно создавать технологическую систему, во-вторых, готовить к этому абитуриентов, школу. Правила, по которым человек будет играть в решающий момент своей жизни, должны быть известны заранее. Если в Украине 40% школ не имеют компьютерных классов, то одинаково ли себя будет чувствовать тот абитуриент, у которого дома компьютер уже 10 лет и для него мышка – продолжение руки, и тот, который сидел за компьютером всего пару раз? Насколько общение с машиной повлияет на результат ответов, причем время на них ограничено?"