Выпуск газеты Сегодня №60 (2301) за 17.03.2006
ВЫХОДИТЬ ЛИ НА АВТОБУСНУЮ ОСТАНОВКУ — СМОЖЕМ УЗНАТЬ ПО ИНТЕРНЕТУ
ПРОСЛЕДИТЬ ЗА АВТОБУСОМ МОЖНО БУДЕТ ПО ИНТЕРНЕТУ
— Сегодня для автобусов самый болезненный вопрос — организационный, они не привязаны к контактной сети, в отличие от трамвая или троллейбуса, поэтому водители очень часто нарушают график, могут отклониться от маршрута и т. д., — рассказал "Сегодня" Николай Ламбуцкий, генеральный директор КП "Киевпасстранс". — Поэтому мы проводим эксперимент по использованию новой электронной системы диспетчерского управления, с помощью которой в любой момент можно проверить, где находится машина, как у нее с выполнением графика. Здесь полное исключение человеческого фактора, водитель уже не сможет договориться с диспетчером и увильнуть от работы.
Дабы посмотреть систему в действии, мы отправились на маршрут и поговорили с водителями. Шоферы говорят, что работать стало легче, мол, если сломался, не нужно искать таксофон, а просто отправляешь сообщение по системе.
На каждом автобусе установлен специальный приемник, который каждые 5 секунд отсылает сигналы на базу, в результате чего на мониторе компьютера диспетчер видит расположение автобуса с точностью до 10 метров. Благодаря этому оператор с легкостью корректирует движение, если значок автобуса мигает зеленым цветом — в графике, желтый — опережает, красный — опаздывает, в этом случае из центра высылают сообщение: "Опоздание на 5 минут, придерживаетесь графика".
Водитель также может слать короткие сообщения диспетчеру, не перегружая радиоэфир. Оперативно на маршруте заменяется поломанная машина. У водителя есть кнопка безопасности, если на него напали, он на нее жмет и на место немедленно выезжает ближайший милицейский патруль. Ведется полный учет информации, например: сколько, как и где проехал автобус за день, неделю, месяц.
— Сейчас испытания практически закончены, — рассказал "Сегодня" Николай Гузенко, начальник службы автоматики и связи КП "Киевпасстранс". — Мы получили позитивный результат и теперь маршрут переходит в рабочий режим эксплуатации. В планах на этот год оснастить новой системой весь автобусный парк N6, а затем и остальные городские АТП. В перспективе все пользователи Интернет на нашем сайте смогут увидеть, где находится нужный им автобус и таким образом рассчитывать, когда выйти на остановку, чтобы не ждать транспорт на улице — это может стать возможным даже в этом году.
ВСЕХ ПЕРЕВЕДУТ НА КАРТОЧКИ
Вторая новинка, которая также может появиться к концу года, — электронный учет пассажиров. По словам транспортников, на сегодня существует 36 льготных категорий пассажиров. И подсчитать количество перевезенных льготников нет возможности, а это необходимо, чтобы Минфин компенсировал затраты предприятия. По данным Минстатистики, в год КП перевозит 740 млн льготников, а Минфин компенсирует в три-пять раз меньше.
— Мы разрабатываем проект системы оплаты проезда в наземном транспорте и учета льготников, — продолжил Николай Владимирович. — Проект появится через пять месяцев. В качестве проездного будет использоваться электронная бесконтактная карточка (как в метрополитене) на миллион срабатываний или рассчитанная на 10 лет эксплуатации. Эта карточка в перспективе может стать социальной, то есть на нее уже можно будет начислять адресные льготы.
Да и остальным пассажирам коммунальщики обещают не меньше удобств, люди смогут купить карточку-проездной на 2—3 и больше поездок на любое количество дней. Чтобы оплатить проезд, достаточно будет поднести карточку к специальному компостеру.