1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №61 (2302) за 18.03.2006

"ЭТО НЕ РЖАВЧИНА! СУБМАРИНА ПОДГОТОВЛЕНА К ПОКРАСКЕ..."

Завтра исполняется 100 лет российскому подводному флоту. Его официальное летоисчисление берет начало с 19 марта 1906-го, когда по указу императора Николая П субмарины включили в классификацию судов военного флота. Впрочем, есть и другая дата — летом 1878 года в Одессе инженер Степан Джевецкий успешно испытал корабль, который ходил не по, а под водой.

За время существования Союза было построено более тысячи подводных лодок разных типов. К моменту разделения Черноморского флота Украине передали три субмарины. По оценкам экспертов, это был "металлолом". Только Б-435, названную впоследствии "Запорожье", можно было рассматривать как потенциальную боевую единицу, и лодку приняли в состав наших Военно-морских сил, хотя для приведения ее в готовность требовался дорогостоящий ремонт.

Чтобы узнать, как обстоят дела сейчас, корреспондент "Сегодня" выехал в Севастополь, имея разрешение на посещение единственной в Украине субмарины.

"СУХОПУТНО-МОРСКОЙ" ОПЫТ

Машина скользит вдоль бухты 13-го судоремонтного завода Черноморского флота России. "Стоп! Вон она!" — командует майор Андрей Блинов, показывая мне и моему спутнику — офицеру пресс-центра ВМС Украины майору Юрию Кирику — "нашу" лодку. В бухте среди десятка военных кораблей ее не сразу разглядишь. Ориентиром служит буро-коричневый цвет.

— Это не ржавчина, — поясняет капитан 1-го ранга Анатолий Югов. — Это грунт. Лодка подготовлена к покраске.

Присмотревшись, различаю среди разноцветья "андреевских" украинский флаг. Спускаемся в бухту и у КПП строгорежимного российского завода ожидаем провожатого. Длится это недолго. Крепкий мужчина военной выправки представляется Виктором Михайловичем и проводит нас к тому, что некогда представляло собой грозную боевую силу. Сейчас все здесь выглядит очень мирно: надстройки "лесов", доски-лестницы, стол с рабочими куртками, перчатками, касками...

Мы тоже облачаемся в спецовки и поднимаемся на борт. Подводная лодка имеет два корпуса: как обертки на конфете. Первый не герметичен. Вместе с Юрием Кириком после беглого его осмотра направляемся в рубку. На стенке большая латунная табличка: "Подводная лодка Б-435". Олег Орлов тут же поясняет, что это — персональный номер, по которому лодку опознают в случае гибели.

По художественным "подводным" фильмам, старательно пересмотренным перед командировкой, помню, что в рубке при всплытии помещалось до трети экипажа. На самом же деле помещение очень тесное.

— В реальных учебно-боевых условиях ,— консультирует Анатолий Югов, — здесь находятся два человека: командир и матрос.

Спускаемся ниже, в третий отсек, откуда осуществляется управление кораблем. Командир отделения электриков Артур Эргашев, с которым меня знакомят, кратко рассказывает о себе:

— Призвался из Донецка. Прослужил на лодке и в учебном центре два года. Считаю, прошел хорошую подготовку, но жалею, что так и не вышел в море.

— Этой осенью к нам пополнение из молодых ребят пришло, — включается в разговор матрос Сергей Журовец. — Жаль, что передаем им "сухопутно-морской" опыт. Если не мы, то хоть они, надеюсь, смогут пройти школу настоящих подводников.

СПАРТАНСКАЯ ОБСТАНОВКА

Исследуя "Запорожье", прихожу к выводу, что передвигаться внутри подводной лодки — целое искусство. В этой тесноте постоянно что-то задеваю, на что-то натыкаюсь, а вот ребята перемещаются ловко, уверенно. Во втором отсеке осматриваю каюты. Представьте вдвое уменьшенное купе железнодорожного вагона, и получите впечатление о размерах. Самая комфортабельная командирская каюта "жилплощадью" 2х2 метра. Узенький диванчик, откидной столик, шкафчик для одежды. Обязательный атрибут — прибор для измерения глубины.

Чтобы попасть из отсека в отсек, надо пролезть в люк диаметром 700—800 мм. Одной ногой вперед, боком, затем голова и часть корпуса, затем — другая нога. Уф-ф-ф!.. Киношные кадры, где члены экипажа влетают в отсеки ногами вперед, зацепившись руками за ручки люка, командир Орлов раскритиковал:

— А если руки сорвутся? Позвоночник сразу сломается. Ни к чему нам такое лихачество.

Подлодка разделена на семь отсеков. Все они изолированы друг от друга. У тех, кто остался в неповрежденном, есть шанс выжить.

Замечаю, что многие детали оборудования окрашены в желто-песочный цвет:

— Эта расцветка предусмотрена ГОСТом, — поясняет командир, — Она оптимальна с точки зрения психологического состояния экипажа в длительном походе.

Первый отсек (носовой) — не только жилой, но и торпедный. Здесь размещено шесть аппаратов. Два верхних во времена холодной войны были заняты торпедами с ядерными боеголовками, четыре — обычными. Еще четыре аппарата на корме и еще двенадцать на стеллажах. Между торпедами укладываются матрасики матросов, развешиваются подвесные койки. Прикидываю: если лодка выходит в море, торпеды в аппаратах должны быть в полном боевом снаряжении. Да, малоприятное соседство.

О ЧЕМ МЕЧТАЕТ БОЦМАН

Украине подлодка досталась без АКБ-батареи, которую сняли еще на ЧФ, в связи с окончанием срока эксплуатации. Спрашиваю у Анатолия Югова, как обстоят дела сейчас.

— После проведения тендера аккумуляторы для батареи изготовили и закупили в Греции ("Сегодня" об этом много писала. — Авт.). Затем на заводе в Луганске произвели их макеты, под которые модернизировались и ремонтировались аккумуляторные ямы. Хотите — можете посмотреть.

Втискиваясь в маленькое помещение, вспоминаю историю вопроса. Деньги на приобретение аккумуляторной батареи после долгих мытарств были выделены "Укрзализницей". Вместе с модернизационными работами это составило более 18 миллионов гривен. Аккумуляторы были доставлены и находятся на береговом хранении с 27 января 2003 года. На ремонт "Запорожья" уже затрачено более 34 млн. Осталось немного. Главное — получить российскому заводу, ремонтирующему субмарину, давно выделенные из бюджета оставшиеся 7 миллионов. Но денег все нет, ремонт приостановлен. Моряки и командир говорят, что, если средства все-таки найдутся, к концу четвертого квартала нынешнего года подлодка сможет выйти на ходовые испытания.

Боцман Руслан Костюк, имеющий 20-летний стаж работы подводником, делится со мной большой мечтой:

— Хотелось бы пройти по фарватеру на виду у всех с нашим Военно-морским флагом. Пусть знают, что есть наша, украинская подлодка!

Надо бы его поддержать, но... Вспоминаю, как министр обороны Анатолий Гриценко в свое время заявил о возможности вывода "Запорожья" из состава ВМСУ. По его мнению, если исходить из оценки военной угрозы и задач Вооруженных сил Украины на перспективу, то подобные субмарины не нужны. И все же верится, что мечта боцмана осуществима.

Для себя решил: если лодка все же выйдет на фарватер, обязательно попрошусь в поход!


ИСТОРИЯ
До 21 октября 1997 года подводная лодка "Запорожье" имела название Б-435. Построена и спущена на воду 29 мая 1970-го в Ленинграде. С 1971-го по 1990-й входила в состав Северного флота, несла боевые дежурства в Атлантическом океане и Средиземном море. Летом 1990 года выполнила переход на Черноморский флот. В состав ВМС Украины передана в 1997-м, находилась в доковом ремонте на заводе "Металлист" в Балаклаве. В феврале 2003-го перебазирована в Севастопольскую бухту для проведения ремонта узлов и механизмов на судоремонтном заводе N13 ЧФ РФ.


СПРАВКА
С 1970 года субмарина прошла 121 120 миль, совершив восемь дальних походов. Надводное водоизмещение 1950 тонн, подводное — 2500 т. Скорость хода в надводном положении — 16,4, в подводном — 16 узлов (примерно 25 км/час). Длина корпуса — 91 метр.