1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №63 (2304) за 21.03.2006

ВОР ТРАТИТ НА УГОН АВТО СТОЛЬКО ВРЕМЕНИ, СКОЛЬКО ХОЗЯИН — ЧТОБЫ ЗАВЕСТИ МАШИНУ

В прошлые выходные в столице произошло рекордное количество угонов. 8 машин воры увели из-под носа хозяев, при том, что в среднем в субботу-воскресенье угоняют вдвое меньше. Если раньше чаще угоняли ВАЗы, то теперь хитом среди воров стали "Ланосы". Не уменьшилось и количество краж "под заказ" супердорогих иномарок. По мнению милиции, главной причиной, по которой колесам "приделывают ноги", является небрежное отношение владельцев к охране.

ВРЕМЯ УГОНА — ПЯТНИЦА

Многие почему-то думают, что машина будет в безопасности, если поставить ее под окнами квартиры во дворе дома. Мол, "железный конь" всегда под присмотром, и в случае чего сработает сигнализация, можно выглянуть, спуститься в тапочках и майке и прогнать вора. Увы, это далеко не так. Практически все авто "уводят", когда они припаркованы во дворе. Так, за три месяца этого года из киевских дворов пропало 115 машин, в то время как в других местах (около магазина, стоянка, гараж и прочее), по статистике, угоняют 1-2 в месяц, по крайней мере в столице.

Неправда и то, что "колеса" пропадают только в темное время суток. Основная масса угонов происходит средь бела дня. И самым опасным в этом плане днем недели считается пятница, когда происходит на треть больше ЧП, чем в любой другой. Наверное, от того, что многие в конце рабочей недели забывают об осторожности.

— Чтобы оказаться в машине, завести ее и уехать, вор тратит столько же времени, как и хозяин, то есть секунд 20—30, — говорит первый замначальника столичной ГАИ Виктор Тертичный. — Например, джип "Лексус" на днях угнали за две минуты около киевского ресторана. Как зафиксировала камера видеонаблюдения, в 18.10 вор подошел к машине, а 18.12 уже уехал.

Угонщику даже не нужен ключ зажигания. Замок взламывается при помощи специальной отмычки из титана. Часто преступники выслеживают хозяина и его машину. Изучают все секреты: как тот закрывает авто, где оставляет, какой тип сигнализации использует и так далее. По дорогим "Лексусам", "Мерседесам" воры работают командами. Ключ от иномарки могут вытащить из кармана в толкучке супермаркета и сделать дубликат. Способом наблюдения устанавливают и систему сигнализации, которой оснащен автомобиль, специалисты придумывают схему ее "обхода", и все, пиши пропало. Однажды, когда преступники получили заказ на дорогой "мерс" с индивидуальным ключом зажигания, они не пожалели времени на то, чтобы заказать копию в США. Также преступникам известны и специфические особенности разных моделей. К примеру, джипы марки "Лексус" имеют слабое звено — если выбить заднее ветровое стекло, сигнализация не срабатывает.

У профессионалов есть масса способов нейтрализовать "пищалку", чтобы она не включилась в момент взлома. Один из простейших — облить капот валерьянкой. После того, как кошки со всей округи соберут сходняк на вашей машине, а соседи станут проклинать и вашу сигнализацию, и вас вместе с ней, ничего другого не останется, как отключить ее и, тем самым, дать угонщикам зеленый свет.

КОШКА ПРОТИВ "МУЛЬТИЛОКА"

По словам правоохранителей, система "мультилок" для преступников уже давно пройденный этап.

— Владельцы тратят большие деньги на сигнализацию, не учитывая важный момент, — продолжает Виктор Борисович. — Эффективность зависит от уровня профессионализма того, кто ее устанавливал. Лучше пользоваться услугами проверенных фирм, а не доморощенными "умелыми ручками". Кроме того, чем больше всяческих "фишек в сигнализации", тем она надежнее. "Мультилок" должен блокировать, к примеру, не только коробку передач, но и капот или рулевое управление. Хороши иммобилайзеры, блокирующие поступление топлива, электронику. Также мы не рекомендуем использовать "родные" для авто сигнализации, то бишь установленные самим производителем. Угонщики их знают как свои пять пальцев и давно научились нейтрализовывать.

Вторыми после "Ланосов" по количеству угонов следуют классические модели ВАЗа. За ними, как ни странно, популярные у братвы и элиты BMW X5. Хотя, по словам сотрудников ГАИ, угоняют все марки. Три года назад в Киеве был целый переполох — пропадали... КамАЗы, меньше чем за месяц больше десяти штук. Потом выяснилось, что в одном из сел Харьковщины жители тем и живут, что возят в Россию продукты. В каждом дворе большая теплица и, естественно, КамАЗ. Милиция тогда даже авиацию подключала, чтобы выяснить, каким образом большегрузные автомобили объезжали посты ГАИ. Оказалось, выбирались из Киева через Борщаговку, окольными путями. По пути, если останавливал патруль, не раздумывая предлагали инспекторам взятку в 2 тысячи долларов.

Недавно в руки милиции попала еще одна группировка. Она специализировались на компактных джипах "Тойота RAV4". Удавалось уводить по 2-3 машины из одного двора. Все иномарки преступники уходили "под заказ" и переправлялись в Белоруссию.

С начала нынешнего года в Киеве угнали около 120 машин. Владельцам вернули 73. Чаще всего преступление раскрывается по горячим следам. Так что шанс вернуть "колеса" все-таки есть. Главное — правильно вести себя обнаружения пропажи.

Во-первых, советуют сотрудники ГАИ, необходимо сразу же набрать "02" и заявить об угоне, сообщить цвет, номер, другие особенности (например, царапины, трещины на стеклах). Эта информация сразу передается на посты ГАИ и в первые несколько часов есть большая вероятность того, что машину остановят. В салоне нельзя хранить права, техпаспорт, другие документы — это дополнительный шанс злоумышленнику без проблем пройти посты ГАИ.

— Бывают случаи, когда хозяин только через сутки обнаруживает пропажу, — продолжает собеседник. — Найти такой автомобиль уже практически нереально. Он может быть где-угодно, даже в соседней стране.

Помнят киевские сотрудники ГАИ и случаи, когда машины уводили у знаменитостей и власть имущих.

— В прошлом году "Мерседес" угнали у Гавранчича. Вышел в магазин что-то купить, вернулся — а машины нет. Так и не нашли. Хотя сам Горан с неделю к нам приходил и просил вернуть, — заключает Виктор Тертичный. — Однажды угнали иномарку одного из вице-премьеров. Хотя это скорее исключение — большинство состоятельных и высокопоставленных ездоков имеют водителей, которые практически постоянно находятся в салоне за рулем.


КСТАТИ
Наиболее рискованными днями в плане угона считаются пятница (27 угонов за три месяца 2006 года), понедельник и четверг (по 19 случаев). Из ста угонов больше половины происходят днем (остальные поровну — ночью и в сумерках). Самые популярные среди преступников — ВАЗы и "Ланосы". Однако уже в нынешнем году пропали два ЗиЛа и КамАЗ.