1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №65 (2306) за 23.03.2006

КТО СПАСЕТ ПАССАЖИРА?

В редакцию пришла взволнованная пассажирка поезда N 40, которая в ночь с 15 на 16 марта ехала из Мелитополя в Киев. Лариса рассказала, что женщина, ехавшая в этом поезде, которую подруга называла Ольгой, чуть не умерла у нее на руках.

— В вагоне было так душно, так натоплено, что мы задыхались, — рассказала Лариса. — Часов в 12 побежали по вагонам проводницы, говорили: "Откройте окошки". А позже — стали спрашивать есть ли среди нас врач. Оказывается женщине стало плохо прямо в туалете — она села на унитаз и не могла встать: глаза налились кровью, она была красной. Я много читала книг по медицине, у меня мама медик, я работала в больнице. Поэтому пошла помочь. Лекарств никаких ни у кого не оказалось, у проводников их не было тоже. Я дала лимон, попарили ей руки. Но потом ее решили переносить в другое купе, стали двигать, зачем-то колоть анальгин и но-шпу — что у кого было, а в Александрии — сняли с поезда. Даже говорили, что у нее сердце останавливалось и ей делали искусственное дыхание, что при давлении категорически нельзя.

Лариса просила узнать судьбу женщины и возмущалась тем, что во всем поезде не было ни врача, ни аптечки. Мы перезвонили в Александрию, где нам сказали, что ночью привозили к ним женщину, которая скончалась в реанимации. Однако нас интересовало другое: мы очень часто ездим в командировки и знаем, что иногда в поездах топят слишком сильно, не следя за температурой. И стало неприятно от мысли, что первую помощь могут не оказать. Действительно ли не должны в поездах ездить медработники, и не должно быть лекарств?


НУЖНО ПОМНИТЬ

— За границей вообще-то проводники, стюардессы и водители пассажирского транспорта проходят курсы первой помощи, — сообщила юрист Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациента Людмила Солоп. — У нас пока нет. Хотя мне даже не верится, что не только в купе, но и во всем поезде не было аптечки. Ведь они должны быть в маршрутках, автобусах, троллейбусах, на любом средстве передвижения. Еще 20 июля 1998 года Минздрав Украины принял Приказ "Про затвердження переліку лікарських засобів у медичних аптечках транспортних засобів" именно с целью предотвращения травматизма и быстрейшего оказания первой помощи пассажирам. Там обязательно должны быть средства остановки кровотечений и перевязочного материала, антисептические средства и другие лекарства.

Лишь одна статья 11 закона Украины "О железнодорожном транспорте" обязывает железнодорожников "обеспечить безопасность жизни и здоровья пассажиров". Других указаний на то, кто должне заботиться об их здоровье в пути, оказывается, нет.

В пресс-службе "Укрзализныци" нам сообщили, что все пассажиры железнодорожного транспорта обязательно страхуются от несчастного случая на транспорте. Страховой платеж взимается при покупке билета и составляет 2% от стоимости проезда. Страховым полисом является сам билет на поезд, что указано на его обратной стороне вместе с адресом и телефоном страховщика. По нему пассажир может рассчитывать на получение до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (17 грн.). Итого — 8500 грн.

Михаил Круцько, начальник отдела выплат страховой компании "Алькона", которая обслуживает пассажиров Юго-Западной железной дороги, объяснил "Сегодня", что страховой случай на транспорте наступает в результате гибели, смерти или травмы в результате несчастного случая, что регламентировано постановлением Кабмина от 14.08.96 N 959. Несчастным случаем считаются любые травмы (в том числе нанесенные другим лицом), отравления, тепловые удары, опеки, обморожения, утопления, удары током, молнией или ионизирующим излучением, травмы в результате стихийного бедствия, контакта с животными и насекомыми.

Если ЧП случилось, транспортники должны составить акт о несчастном случае отраслевого образца. Потерпевший или его семья должны обратиться к страховщику с заявлением о выплате, предоставить акт о несчастном случае, письмо неработоспособности (справку о инвалидности или копию свидетельства смерти) и страховой полис, он же билет. Страховая компания должна расплатиться в течение 10 дней или мотивировать отказ о выплате. В таком случае спор может решаться в суде.

В одной из страховых компаний, куда мы обратились за консультацией, нам сказали, что факт "несчастного случая" по нашему случаю доказать будет тяжело. От смерти по причине здоровья в поездках не страхуют, придется долго и аргументировано доказывать, что плохо стало из-за теплового удара. Успех зависит от того, что запишут в свидетельство о смерти.