1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №66 (2307) за 24.03.2006

ЕЕ ВИЗИТКОЙ БЫЛ "СИНИЙ ПЛАТОЧЕК"

На ее концерты тяжело было попасть, ее пластинки расходились миллионными тиражами, а песни "Синий платочек", "Андрюша", "Давай закурим" остались музыкальными символами целой эпохи.

"ПЕВИЦА ИЗ КАФЕШАНТАНА"

Свой творческий путь Шульженко начала в 17 лет. Она, девочка с Москалевки (района на окраине Харькова), в далеком 1923 г., преодолев робость, обратилась к руководителю Харьковского драматического театра Николаю Николаевичу Синельникову с просьбой "принять ее в артистки". Синельников, известный в то время не менее, чем Станиславский, с интересом прослушал "Распрягайте, хлопці, коней" в исполнение хорошенькой, стройной девушки.

Затем, трагически заламывая руки и закатывая глаза, спела "жестокий" романс "Шелковый шнурок", который неоднократно под несмолкающие аплодисменты исполняла в дворовых концертах. Потом "По старой калужской дороге". Аккомпанировал ей на фортепиано молодой концертмейстер, которого все называли "Дуней".

"Ну и репертуар…" — тогдас недоумением пожал плечами Синельников. Однако велел Клаве быть назавтра утром в театре на репетиции "Периколы". В коридор следом за ней вышел "Дуня" и первым поздравил Клаву с поступлением в театр, объяснив при этом, что "Дуней" его зовут друзья, а вообще-то его фамилия Дунаевский, и он недавно окончил Харьковскую консерваторию. В будущем они неоднократно будут встречаться, и Клавдия Шульженко, ставшая знаменитой, будет исполнять песни не менее знаменитого Исаака Дунаевского.

В своих воспоминаниях на склоне лет она напишет: "Работая в труппе Синельникова, я прежде всего поняла, что певица на эстраде должна быть настоящей актрисой, которая смогла бы играть и в драме, и в комедии. Ведь хорошая песня — это очень часто маленький спектакль, с той только разницей, что все роли в нем играются одним исполнителем".

Впервые зрители услышали пение Клавы в спектакле "Казнь" о жизни актеров кафешантана. Она так проникновенно исполнила романс "Снился мне сад", что ей аплодировали не только актеры, что было предусмотрено режиссером, но и весь зал. Это было так приятно! Но дикий восторг вызвала у нее программка, в которой в конце перечня действующих лиц и исполнителей типографским шрифтом было напечатано "певица из кафешантана – К. Шульженко".

РОКОВОЙ ГРИГОРЬЕВ

Со сцены она неоднократно замечала, как за ней наблюдает из партера молодой человек. Однажды после спектакля он подошел к ней и представился — Илья Григорьев. Протянул букет чайных роз. Клава от букета и предложения проводить домой отказалась. Отвергнутый молодой человек швырнул роскошный букет в урну и ушел не оглядываясь. Клава едва не расплакалась — было жаль цветов.

Впредь наподобие этой первой встречи складывались отношения молодых людей. Он не принимал всерьез творчества Клавдии и всегда относился к ее репертуару с иронией. Клава эмоционально что-то доказывала, сердилась, а затем уходила. Жила то у Григорьева, то возвращалась домой, к родителям. Поработав несколько лет у Синельникова, перешла уже как профессиональная актриса в Краснозаводской театр.

В театре Клавдия познакомилась с Евгением Брейтигамом, а тот познакомил ее со своим другом, студентом консерватории, начинающим композитором Юлием Мейтусом. Именно Мейтус написал для Клавдии песню "На санках", которая стала первой песней в ее репертуаре и которую она потом исполняла на каждом своем концерте в течение пятидесяти лет. У Мейтусов же Клавдия познакомилась с Елизаветой Резниковой, которая стала ее первым аккомпаниатором, и как теперь сказали бы, менеджером. Весной 1928 года именно с подачи Резниковой, Клавдия решила попробовать свои силы на большой Ленинградской эстраде. Кстати, она в Ленинграде пережила блокаду и только после войны переехала в Москву.

...Было бурное прощание с Григорьевым, он надел ей на палец обручальное кольцо (официально оформить свои отношения они не успели).

Выступления Шульженко в Ленинграде, сверх ожиданий, проходили успешно. Однажды на одном из концертов ее услышал Леонид Утесов, тогда уже знаменитый артист. Рассказал, что организует первый в Ленинграде "Мюзик–холл", и пригласил у него работать. С этого дня началось их многолетнее знакомство. Писем от Григорьева не было. Чтобы как-то напомнить о себе, Клава послала ему письмо, вложив свою фотографию, на которой хорошо видно обручальное кольцо. Кстати, фотография получилась очень удачной, потом ее тиражировали на обложки многих книг о Шульженко.

ШУЛЬЖЕНКО И КОРАЛЛИ

Перед предстоящими гастролями "Мюзик–холла" в Москве Клаве разрешили поехать в отпуск в Харьков. В то время там проходили гастроли Одесской эстрадной труппы. На одном из концертов одесситов была Клавдия. Большое место в программе занимал куплетист и чечеточник Владимир Коралли. Он танцевал, пел куплеты с характерными одесскими интонациями. Клаве казалось, что все, что он делал на сцене, предназначалось именно ей. По окончанию концерта Коралли преподносили цветы, и один из букетов он бросил Клаве, которая сидела в партере. Она легко его поймала, а кто-то из зрителей крикнул: "Шульженко вернулась!" и весь зал зааплодировал.

Потом были успешные гастроли в Москве, Одессе, Киеве. Коралли и Шульженко были включены в состав сборной бригады для гастролей в Нижнем Новгороде. Случайно оказались в одном купе поезда.

Всю дорогу он рассказывал интересные истории, галантно ухаживал. Заметив его взгляд, брошенный на обручальное кольцо, все рассказала. Развязка произошла при встрече троих. Григорьев тогда презрительно назвал Коралли "жалким актеришкой". Клавдия не смогла простить ему этого. Да и вообще Григорьев никогда не мог понять, чем была для нее сцена. По асфальту покатилось сорванное с пальца кольцо...

Владимир Коралли и Клавдия Шульженко поженились и вместе прожили 25 лет.

В декабре 1939 года Шульженко участвует в Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Вопреки правилам, после ее выступления в зале раздались бурные аплодисменты и крики "бис". Сам Дунаевский, председатель жюри, разрешил ей выйти на сцену во второй раз. Шульженко тогда стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

В ОКОПАХ В КОНЦЕРТНОМ ПЛАТЬЕ

В годы войны Шульженко была особенно популярной. Ансамбль, в котором она выступала, назвали "Ленинградским Фронтовым", артистам выдали военную форму. Но после первого же концерта бойцы попросили Шульженко выступать не в гимнастерке и юбке, а в концертном платье, "как раньше". Пожелание было выполнено. Впредь всегда при ней был чемоданчик с концертным платьем и косметикой.

Она пела для воинов в окопах перед боем, на аэродромах у самолетов перед боевым вылетом, на палубах кораблей, в осажденном Ленинграде, в госпиталях. Только в первый год Великой Отечественной Шульженко участвовала в 500 фронтовых концертах. Каждое свое выступление она начинала песней "Синий платочек", слова которой написал 22-летний лейтенант. Максимов на музыку Ежи Петербургского.

Летом 45-го коллектив распался. Тогда же Шульженко начала создавать Театр одной певицы, мечты о котором посеял в ее душе Николай Синельников еще в 30-е годы.

На каждом ее концерте зрители просили на бис исполнить "Синий платочек". Он стал ее "визитной карточкой", и через много лет, 10 апреля 1976 г. исполнением этой песни в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра под управлением Юрия Силантьева, Шульженко начнет свой юбилейный вечер в Колонном зале Дома Союзов.

Она, стройная, ладная, помолодевшая, исполнила тогда 20 песен из своего репертуара, в том числе "Вальс о вальсе" и "Три вальса". Окончила концерт низким, "земным" поклоном под несмолкающие аплодисменты. Исполнилось ей тогда 70 лет, 50 из которых были отданы сцене. Клавдия Ивановна и после юбилея продолжала работать. Она ушла из жизни 18 июня 1984 г. и похоронена на Новодевичьем кладбище.

"СИНИЙ ПЛАТОЧЕК" ПРОЗВУЧИТ ОБЯЗАТЕЛЬНО

В Харькове есть музей Клавдии Шульженко. Собственно, даже не музей, а скорее — клуб друзей-поклонников Шульженко. К сожалению, его создатель и директор Борис Агафонов не дожил до 100-летнего юбилея Шульженко. Сейчас директором работает его племянница Елена Гроссу, которая в беседе со мной накануне даты рассказала:

— В этом году нам будет 10 лет. К этой дате завершается ремонт, обновляются экспозиции. Скоро возобновятся экскурсии.

— А сам юбилей Клавдии Ивановны как отметите?

— У входа будет поставлен памятник певице. К сожалению, в самом музее никаких мероприятий не будет. Общегородские вечера памяти Клавдии Шульженко проходят в Харькове в эти дни.

По инициативе работников музея в честь юбилея в конце августа — начале сентября состоится Пятый международный фестиваль эстрадной песни. По традиции, церемония открытия будет проходить под его позывные — музыкальную фразу из песни "Синий платочек" в "живом звучании" оркестра. И, как на предыдущих фестивалях, при этом ввысь взлетят на воздушных шарах синие платочки. Ожидается, что приедут ведущие певцы из России, Украины и других стран. Одним из условий для участников является исполнение песен из репертуара знаменитой певицы.

Опять же, по традиции, в состав жюри войдут Нани Брегвадзе, Людмила Гурченко, Вячеслав Малежик, Юрий Рыбчинский, Нина Шестакова и др.

— Сын, внучки и правнучка Клавдии Ивановны будут гостями на юбилейных торжествах?

— Скорее всего, нет. Все они живут в Москве и, насколько мне известно, будут гостями на вечере памяти Шульженко, который состоится в Московском киноконцертном зале "Россия". В концерте будут участвовать Алла Пугачева, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха и другие известные исполнители.