1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №66 (2307) за 24.03.2006

"МНЕ НЕ ХВАТАЛО ВРЕМЕНИ НА НОРМАЛЬНОЕ ДЕТСТВО"

Ей всего 24 года. Молодая, энергичная и симпатичная украинская девушка. Она редко видит родителей, жутко по ним скучает. Все свое время она посвещает любимому делу — игре на фортепиано. Буквально недавно на всемирном конкурсе "Мария Каллас гран-при" в Афинах Мария Ким разделила высшую награду с японским конкурсантом. Она оставила позади 35 участников из 21 страны мира. Когда она закончила играть, зал аплодировал ей стоя.

ЧЕРЕСЧУР ЭНЕРГИЧНАЯ ДЕВОЧКА

Мария — самая настоящая южанка. Она родилась и выросла в солнечном Севастополе. Отсюда, наверное, и горячая кровь, и экспрессия, и романтизм, которые так необходимы в музыке. Она единственный ребенок в семье: общительная и чересчур энергичная девочка, которая никак не могла усидеть на месте. Но ее будущее было расписано наперед: как можно не заниматься музыкой в семье, где папа дирижер, а мама — пианистка.

— Вы знаете, самое большое счастье в моей жизни — это мои родители! — признается Мария. — Я уверена, если бы у каждого были такие родители, мир был бы намного добрее, искреннее и светлее. У мамы, Татьяны Аркадиевны, я училась много лет, а с папой, Владимиром Николаевичем, играла первый в своей жизни концерт. Тогда мне было десять лет. Они оба и сегодня живут моей жизнью, с нетерпением ждут вестей после каждого моего выступления, будь то концерт, конкурс или экзамен.

Девочка с шести лет стала заниматься в музыкальной школе и учиться в общеобразовательной со специальным обучением английскому языку. Тогда никто, конечно, не знал заранее, станет ли музыка для Марии профессией или хобби. Ребенка отдали в класс Валерии Ефимовны Романенко, и сегодня, спустя столько лет, девушка сама признается, что именно благодаря ей пошла по пути музыканта. Заниматься приходилось много, поэтому девочке не хватало времени на нормальное детство обычного ребенка. Мария честно призналась, что не может похвастаться какими-либо историями о зажигательных молодежных вечеринках. В старших классах у девушки было свободное посещение занятий, и подруг практически не было.

— Иногда родителям приходилось стоять над душой и контролировать мои музыкальные уроки, — краснеет Мария, — и мне очень стыдно перед мамой за это. Если бы не она, я никогда не достигла бы того, что имею сейчас.

ПЕРВАЯ ПРЕМИЯ В 14 ЛЕТ

Когда ей исполнилось 14 лет, она получила первую премию на конкурсе Владимира Крайнева в Харькове. С тех пор, на протяжении двух лет, Владимир Крайнев был куратором Марии, участвовал в выборе новых произведений, приглашал для участия в своих мастер-классах и концертах.

— Я имела потрясающую возможность общаться с этим выдающимся музыкантом, — рассказывает моя собеседница. — Стала выступать в таких залах, как Большой Зал Московской консерватории, Санкт-Петербургской филармонии, Киевской филармонии. Концерты проходили в крупнейших городах Украины, России, Германии, Австрии и Голландии. В 1998 году я поступила в класс Владимира Всеволодовича в Высшей школе музыки и театра в Ганновере. Так оказалась в Германии.

В Ганновере первое время девушка жила в семье профессора. Сегодня Мария снимает квартиру. Здесь не предусмотрено консерваторское общежитие, поэтому все студенты вынуждены находить себе жилье самостоятельно. Только в Германии у Маши появились и подруги, и первая любовь.

— По большому счету, у меня есть только одна очень близкая подруга, — продолжает Мария. — Да и настоящих друзей много не бывает. Мы редко с ней видимся, поддерживаем и болеем друг за друга всегда и во всем.

Первые годы девушке не удавалось даже вырваться домой. Только в аспирантуре стало немножко легче: в редкое внеконцертное время, когда ее профессор уезжал на гастроли, девушка брала билет и мчалась в Севастополь, к морю, родному дому.

В ЗАЛЕ БЫЛО ОЧЕНЬ ТИХО

Всемирный конкурс "Мария Каллас Гран-при" — в своем роде единственный. Только там в обязательной программе — исполнение семи концертов с оркестром. В других конкурсах, как правило, исполняются сольные произведения и только в финале — концерт с оркестром. Мария всегда мечтала о "Мария Каллас Гран-при". Ведь игра с оркестром — ее самое любимое "занятие".

В этом году конкурс проводился в 32 раз. Две недели под наблюдением авторитетного и строгого жюри 37 участников боролись за звание победителя. К выступлению пианистка готовилась больше года. А программа у нее — не из легких. В первом туре: концерт Моцарта N21, второй концерт Сен-Санса и второй концерт Листа. Второй тур — сольная программа (Бах, Бетховен, Шуман), которая длилась 55 минут. Потом жюри выбирали для каждого конкурсанта концерт по своему усмотрению. Марии в третьем туре предложили сыграть концерт Бетховена N3, а в финале — второй концерт Рахманинова.

— Сейчас я не смогу даже точно охарактеризовать свои ощущения в тот момент, когда поднималась на сцену, — вспоминает моя собеседница. — Все смешалось: и желание играть, и волнение за то, чтобы сохранить интерпретацию и передать авторский замысел. Словами не опишешь. Одно могу сказать точно: это очень большое волнение, но не от страха, а скорее от желания сыграть на свой максимум. Даже не знаю, что происходило за кулисами, но в тот момент, когда я играла, в зале было очень тихо. Это всегда означает, что когда я играю, людям нескучно, и что энергетически у меня получается "держать зал".

— Честно говоря, я даже не помню, что первое пришло в голову, когда я узнала свой результат, — подытоживает Мария. — Помню только, что когда финалисты вышли на сцену, в зале на 2000 мест, у меня дрожали ноги и руки. Такого не было даже на выступлении в финале. После конкурса ничего особо не изменилось. Есть только радость и небольшая усталость. А еще — уверенность в том, что могу и буду побеждать.