1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №69 (2310) за 28.03.2006

ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ УКРАИНА МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ТЕПЛА, ВОДОПРОВОДА И КАНАЛИЗАЦИИ

Cлучившаяся нынешней зимой авария тепловых сетей в Алчевске, когда весь город надолго остался без воды и тепла, наглядно показала: жилищно-коммунальное хозяйство страны нуждается в срочном капитальном обновлении. Закон о реформировании жилкомхозяйства принят еще в июне 2004-го и рассчитан до 2010 года, но его выполнение заморожено. "Сегодня" разбиралась, что за 4 года и 9 месяцев должно измениться для рядовых граждан и насколько выполнимы реформы.

ЧТО У НАС ПО ПЛАНУ

Программа реформирования состоит из двух этапов: с 2004-го и до конца 2006 г. должны быть решены организационные вопросы, касающиеся "утрясания" законодательной базы и частично, по мере необходимости — ремонт тепловых, канализационных сетей и водопроводов. На это в законе было предусмотрено 14 млрд грн., в том числе на техническое переоснащение жилкоммунхоза — 11,8 млрд, но, как нам сообщили в Минстрое, реально программа не финансировалась. Масштабную замену коммуникаций и ремонт домов собираются начать с 2007 г., на что должно пойти 20,75 млрд грн.

Очевидно, что закон касается в первую очередь городских жителей, которых, по статистике, свыше 32 млн чел. — две трети населения страны. Для обывателей в нем наиболее важны три момента: улучшение ситуации с отоплением домов и горячим водоснабжением, подачей воды и водоотводом путем замены проржавевших труб и устаревшего оборудования; капитальный ремонт обветшавших зданий и снос аварийных; улучшение содержания домов и придомовой территории — текущий ремонт подъездов и крыш, уборка, вывоз мусора.

Сделать надо много: протяженность водопроводных коммуникаций страны — 85,8 тыс. км, канализационных — 45,9 тыс. км, из них треть требует замены. В коммунальном хозяйстве эксплуатируется более 23 тыс. км теплосетей (в двухтрубном исчислении), 25% коих также находятся в аварийном состоянии.

ПОДСЧИТАЛИ — ПРОСЛЕЗИЛИСЬ

Насколько реально, что к 2010 г. сфера жилкомуслуг начнет работать, как часы? Взглянем на таблицу. Из нее видно: только на самые неотложные работы за четыре года необходимо истратить 59—70 млрд грн. в нынешних ценах. На самом деле эта цифра окажется гораздо больше. Даже если считать, что ежегодно инфляция будет не выше уровня 2005 г. (10,3%), то к 2010 году на реформы потребуется истратить 86—103 млрд грн. Вряд ли найдутся такие деньги. Сравним: по данным Минстроя, в госбюджете-2006 на "латание дыр" (в прямом смысле слова) предусмотрено 100 млн грн. — примерно столько стоит прокладка 50 км новой теплотрассы или 200 км водопровода. Напомним: в законе на все четыре года, с 2007 по 2010, заложено 20,75 млрд грн. — в 3,5—5 раз меньше необходимого. Как говорится, вопросы есть?

КНУТОМ И ПРЯНИКОМ — В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

Но это еще не все. Программой предусмотрено обеспечить безубыточную работу предприятий жилкомхоза. Читай: тарифы на "воду, газ и свет" начнут расти, причем очень скоро, возможно даже до конца полугодия. Для того, чтобы они повышались не слишком "нагло" и при этом соответствовали качеству предоставляемых услуг, планируется создать конкуренцию между коммунальными и частными жэками (назовем их так для простоты восприятия), а также "кнутом и пряником", по словам замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Алексея Кучеренко, убедить народ создавать так называемые кондоминиумы или ОСМД (объединения собственников многоквартирных домов) — некое подобие жилищных кооперативов. При этом под кнутом подразумевается программа добровольного вступления в ОСМД (на этот год запланировано довести их количество до 20% от общего числа жэковских домов, то есть увеличить примерно в 20 раз), под пряником — разрешение кондоминиуму приватизировать придомовую территорию. Жэкам это выгодно — они будут иметь дело не с каждым отдельным неплательщиком, а с юридическим лицом — ОСМД, председатель и правление которого должны заниматься неблагодарной и порой опасной работой по выколачиванию долгов с какого-нибудь "алкоголика, тунеядца, хулигана", проживающего в доме. Но есть ли польза жильцам?

КОНДОМИНИУМ — НЕ ПАНАЦЕЯ

По мнению специалистов Минстроя, опыт действующих кондоминиумов показывает: они выгодны жителям новых домов, построенных на их деньги. Потому что сами здания пока не требуют значительных расходов на ремонт, живут в них, как правило, люди, принадлежащие к среднему классу, которые регулярно платят по счетам и ни они, ни их дети в подъездах не гадят. Что же касается создания ОСМД в требующей капремонта старой "хрущобе", половина жителей которой — доживающие свой век пенсионеры, "асоциальные элементы" и приезжие, снимающие по дешевке жилье, то вряд ли такой кондоминиум сможет нормально работать. Именно по этой причине добропорядочные граждане, живущие в подобных домах, негативно относятся к предложению вступить в ОСМД. Ведь тогда придется отвечать не только за себя, но и за "плохого парня", воздействовать на которого практически невозможно. Выселить его за неоплату жилкомуслуг или разгульный образ жизни не позволяет закон. Взыскать недоимку по решению суда тоже нереально: легальных доходов у таких людей часто нет, продажа квартиры за долги (если, конечно, она приватизирована, а чаще всего — нет) судами не практикуется.

Есть здесь еще одна опасность — отсутствие реального контроля жильцов за деятельностью председателя ОСМД. Как свидетельствует редакционная почта, если "голова" окажется нечистым на руку, снять его может только общее собрание, обеспечить кворум которого очень сложно. Но порой еще труднее заставить вышедшего из доверия председателя выполнить решение "громады": отчитаться о работе, вернуть печать ОСМД и т. д. Иски по этому поводу тянутся годами.

Вывод: несмотря на все потуги, в ближайшую пятилетку не приходится ожидать серьезных изменений в сфере жилкоммунхоза. Денег на это нет ни в казне, ни в местных бюджетах, ни у предприятий ЖКХ. И где их взять — неясно, разговоры на высоком уровне об "инвесторах", готовых вложить деньги в сферу, которая сейчас в долгах, как в шелках — не более чем миф.