1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №70 (2311) за 29.03.2006

В КЛЕТКУ С ЛЬВИЦЕЙ МУЖ ЗАШЕЛ ТОЛЬКО ПОСЛЕ МЕНЯ

Дом Танюка-Корниенко всегда напоминал Ноев ковчег, где жили волкособаки и кролики, птицы и белки, крысы и ежи. Лесь Танюк — режиссер, политик, писатель и переводчик, владеющий не только французским и немецким, но и санскритом, строил удобные домики для белок. Дочка Оксана вместо булочек покупала на рынке птиц и отпускала на волю. "А я в прошлой жизни вообще была лошадью", — улыбаясь, говорит Нелли Корниенко, доктор искусствоведения, директор Театрального центра имени Леся Курбаса.

РИЧАРД III ПОЛУЧИЛ РОЛЬ ЗА КРАСИВЫЕ ГЛАЗА

Мы с Нелли Корниенко сидим в гостиной ее квартиры. Невысокая интересная блондинка, уютно поджав под себя ноги, устроилась на диване. Ее день расписан по минутам, но сейчас она готова целый час восторженно рассказывать о своих питомцах. Вот только, готовясь к встрече, никак не могла найти фотографии любимца — волкособаки Ричарда III.

— Этого щенка покупали с уникальной родословной, единственной на весь рынок — рассказывает пани Нелли. — Продавцы уверяли, что вырастет овчарка. Я гладила понравившегося мне лохматика и не заметила, как ко мне подошла незнакомая женщина. Она прошептала, что этот щенок из ее села. Его мать, и правда, овчарка, а вот отца, сказала она, вы не увидите, потому что он — волк. Но я уже прикипела душой к этому полуволченку-полусобаченку. Так у нас и появился Ричард III. Назвали его в честь театральной премьеры того года. В три месяца Ричи заболел чумкой. Последствия были ужасные. Я обратилась в клинику нервных заболеваний. Врачи советовали усыпить, прогнозировали эпилепсию. Но мы смогли всей семьей выходить его. Год кололи ему всевозможные витамины, давали сильные гормональные лекарства. И Ричи стал не только здоровым и красивым псом, но и талантливым актером.

В 80-х годах чилийский режиссер задумал снять фильм "Санта-Эсперанса" о том, как дикая собака помогает политзаключенным Чили в годы диктатуры Пиночета бежать через лес, — вспоминает пани Нелли. — Съемки режиссер проводил в Крыму. Собак на роль чилиец искал повсюду, в том числе и в живом уголке Дурова. Там он и встретил мою дочь Оксану — она пришла покормить осла Ракету, которому приходилось хуже всех, он был старый и болел чесоткой. Оксана и отдала Ричика на кинопробы: нас на площадку не пустили. Вся семья очень обрадовалась, когда узнала, что из ста псов на роль взяли именно Ричи, за его характер вожака.

Ричи проявил свой характер не только в кино. Он и в семье был "вожаком". Всех расставил по местам: уважал г-на Леся, любил пани Нелли, а с Оксаной, как с младшей в "стае", мог не "разговаривать" вовсе и гулял с ней только в виде одолжения. Ричарда не дрессировали в обычном понимании этого слова, а только разговаривали с ним.

— Он был мне другом,— говорит пани Нелли. — Не люблю, когда из собаки делают "барби". Если кто-то думает иначе, пусть сначала дорастет до права приручить животное. Пес прожил в семье 12 лет. А через год после смерти напомнил о себе. Я работала за столом и вдруг услышала глубокий вздох из-за кресла, где любил лежать Ричи. Это было 13 августа, день его смерти, так он подтвердил, что мы неразлучны, — растрогалась пани Нели.

"Я ЗАСЫПАЛА В ЯСЛЯХ ТУМАНА"

К лошадям у пани Нели особое чувство.

— В детстве я просилась спать вместе с Туманом, тогда отец нес меня к нему и клал в его ясли. Я гладила его теплые ноздри, пока не засыпала, — рассказывает пани Нели. — Конь попал к нам в прямом смысле с улицы. Во время послевоенной разрухи, брошенный и голодный, он бродил по городу, пока отец не привел его в пустующий сарай в нашем дворе. В семье у каждого свои отношения с этими животными, ведь все мы занимаемся верховой ездой на ипподроме. Лесь до сих пор обижен на лошадь, которая везла его под низкими ветками деревьев, чтобы сбросить. А Оксана пару лет назад со своими любимыми лошадьми попала на телевидение: в короткометражке 30 минут она рассказывала о нравах и повадках этих животных. Режиссером был друг семьи актер Степанов, сыгравший в кино Петра I и Ломоносова. А меня когда-то на конном аукционе поразил ахал текинец — ювелирное творение природы, бог среди коней. Казалось, он шел, не касаясь пола.

Сейчас пани Нели мечтает купить лошадь, потому что ее и доныне влечет к дикой необузданной красоте. По той же причине в 70-х годах, когда она с мужем отдыхала в Пицунде, познакомилась с владельцем небольшого частного зоопарка.

— Там я упросила его разрешить мне войти в клетку львицы по кличке Кинга, просто чтобы поздороваться. Я зашла с банкой сгущенного молока и попросила Кингу открыть ее своим коготком, — смеясь, рассказывает пани Нели. — Муж, увидев меня в обнимку с львицей, сказал: "Если ты не побоялась — я тоже зайду". Только сейчас с ужасом думаю: хорошо, что она не повела себя как ее знаменитый тезка лев Кинг-II, загрызший семью Берберовых, воспитавшую его. Кстати, тогда Кинг-II находился в соседнем вольере. Как объяснил мне знакомый, у животного был нервный шок, и здесь лев находился на реабилитации.

БЕЛКИ ЗАЧИТАЛИ "КАПИТАЛ" МАРКСА ДО ДЫР

Опасно превращать льва в домашнюю кошку, а вот дикие белочки в доме г-жи Нелли жили лучше, чем остальные домочадцы.

— Наших белок мы выкупили у браконьеров, они продали животных дешево, словно это была палка колбасы или бутылка водки. У одного зверька был ранен бок, потому я не смогла пройти мимо. Назвали их Микки и Маус. Думаю, что это была пара. Их держали в двух тесных коробочках, "она" не притронулась к еде, а "он" — "пролетарский парень" — ел за двоих даже в неволе. Когда их принесли в квартиру, семья решала, где и как их поселить. — Тут у мужа открылся еще один талант — к обустройству беличьего домика. Лесь на балконе придумал хитрую конструкцию. На электроплите он установил реле, авто- включатель и выключатель тока. Сверху на плитку положил кирпич, а на него еще один на пружинках. Когда белка прыгала на верхний кирпич, тот опускался на нижний, и реле замыкалось. Тогда электрическая плита обогревала "зимний домик", а когда белка спрыгивала, кирпич пружинил вверх, и плитка отключалась. Так белки сами могли обогревать свое жилище. Хитрая Микки всегда прогоняла Мауса с кирпичика, чтобы греться самой. Однажды Маус не выдержал подобного обращения, прогрыз дырку в цементном балконе и спустился на улицу. Белочка ждала Мауса, как "царица у окна", вопреки своей обычной подвижности, сложив лапки на груди. А потом последовала за ним. На память белочки оставили нам орешки, спрятанные на полках, и "зачитанный" до дыр "Капитал" Маркса. Хотя они не прочь были полакомиться и классикой.

И после белок семья не осталась без животных — кролика Туську друг семьи принес со словами: "Нелли, я подложил вам свинью". Косой любил, когда семья собиралась на кухне — в его обществе, а если уходили в комнату, то он лапой "барабанил" свое соло, призывая всех вернуться. Без дрессировки Туська делал сальто-мортале, чем веселил всех друзей, а особенно их детей.

Он быстро вырос из своих клеток, ему не хватало простора. Эту проблему решил случай.

Кролик очень нравился маленькому Богданчику, ребенку наших знакомых. Уходя от нас, он плакал и просил разрешения забрать Туську в село хотя бы на лето. С косым было жалко расставаться. Но г-жа Нелли не могла отказать ребенку, ведь любовь к животным надо прививать с детства. Взамен она взяла слово с родителей Богданчика, что кролика не зарежут. Они сдержали обещание: хозяева сельского дома, где до старости прожил Туська, не приготовили его на обед. А кролик, словно в благодарность, "развел" там целую кроличью ферму.

— Я думаю, язык взаимопонимания с дикими и домашними животными — это язык тишины и уважения, животные понимают его без дрессировки, поэтому никогда не причинят вреда, — размышляет пани Нелли. — Животные добрые и умные — это они долгие столетия приручали нас своей любовью. Хочется перефразировать Экзюпери — "И мы, и они в ответе за тех, кого приручили".