1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №71 (2312) за 30.03.2006

СОТНИ ГРИВЕН ЗА ГОЛОС ЗАПЛАТИЛИ ПАРТИИ-НЕУДАЧНИКИ, ПОТРАТИВШИСЬ "ОТ ДУШИ"

В течение всей предвыборной кампании граждан "доставала" предвыборная реклама. Причем с самого начала были огромные сомнения в ее эффективности. Точные размеры потраченных на рекламу денег будут известны еще не скоро (ЦИК нам пообещал, что опубликует их только дней через пять), поэтому мы воспользуемся данными экспертов коалиции общественных организаций "Свобода выбора". Данные по расходам приведены в таблице, а заодно и расчеты по "стоимости" для партий одного голоса избирателя, а также одного мандата в парламенте (для прошедших туда партий).

Данные очень примечательные. Так, довольно скромные расходы оказались у Блока Юлии Тимошенко, который, как известно, на телевизионную рекламу особо не тратился (и, как видим, не прогадал). Зато просто фантастические они для таких партий как "Пора-ПРП", "Вече", "Эко+25%" и "Европейской столицы". Вопрос интересный — зачем они тратили такие деньжища? Неужто в расчете на победу? В общем-то можно предположить, что какие-то надежды на прохождение в парламент лелеяли "Вече" Инны Богословской и "Пора-ПРП" (хоть никто из экспертов в это и не верил изначально), однако по итогу они выполнили роль "киллеров", отобрав голоса у Юлии Тимошенко и "Нашей Украины", а также, возможно, и Партии Регионов (в случае с "Вече"). Также, вероятно, надеялась на прохождение в Киевраду и "Европейская столица" Льва Парцхаладзе (правда, уж больно бездарная у него кампания была, а потому и не удивительно, что, по последним данным, он в горсовет столицы не проходит). А вот на что рассчитывала "Эко+25%" (куда, кстати, вошли многие известные предприниматели) — сказать невозможно. Единственное объяснение — этот участник выборов шел туда не с целью победить, а с целью отобрать проценты у крупных партий. В данном случае — у Партии Регионов. Однако, слишком уж в большую сумму обошлись заказчикам отобранные у "регионалов" "экоистами" жалкие 0,5%.

Нынешние выборы, возможно, станут последним бенефисом абмициозных карликов и "киллеров". Во-первых, скорее всего, будет повышен проходной барьер для политпартий (до 5% как минимум). Во-вторых, в 2006 году, надеемся, спонсоры подобного рода проектов уже достаточно обожглись и на следующих выборах экспериментировать больше не будут.


Кто сколько заплатил за голоса
Политические силы	Расходы на рекламу	Число голосов	Цена голоса
Партия регионов 34,4 млн.грн. 7 597 167 4 грн.
Блок Литвина 30,5 млн.грн. 587 515 52 грн.
"Наша Украина" 24,8 млн.грн. 3 408 486 7 грн.
"Эко + 25%" 23,9 млн.грн. 115 513 207 грн.
"Вече" 13,8 млн.грн. 408 520 34 грн.
"Пора-ПРП" 6,9 млн.грн 354 000 19 грн.
Соцпартия 6,7 млн.грн 1 389 325 5 грн.
"Евростолица" 6,4 млн. грн. 11 045 579 грн.
"Не Так!" 4,5 млн. грн. 237 678 19 грн.
КПУ 2,3 млн. грн. 875 826 3 грн.
БЮТ 2,6 млн.грн. 5 365 756 0,5 грн.

Кто сколько заплатил за место депутата
Политические силы	Удельная "цена одного кресла"
"Наша Украина" 394 тыс.грн.
Соцпартия 268 тыс.грн.
Партия регионов 212 тыс.грн.
Компартия Украины 144 тыс.грн.
БЮТ 104 тыс.грн.