1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №34 (289) за 23.02.99

БАБУШКА "ВЗЯЛА" АНГЛИЙСКИЙ С НУЛЯ

Почему-то как должное все воспринимают удивительный в сущности факт: семь лет средняя школа исправно учит детей иностранному языку и в итоге даже честная "пятерка" в аттестате не гарантирует, что выпускник сможет перевести надпись на коробке с иностранным товаром или понять самую незамысловатую из песенок Майкла Джексона. В чем же секрет?

-- Учителя не хотят учить по-новому! -- считает Сергей Бойко, преподаватель английского с тридцатилетним стажем. -- На моих уроках были студенты педагогического института, которые даже не знали названий современных пособий, хотя они продаются в любом книжном магазине и есть разрешение Министерства образования Украины на их использование. К примеру, оксфордские учебники привязаны к любой ситуации, их не нужно адаптировать для наших детей. Но многие преподаватели и поныне, как 50 лет назад, работают по старым учебникам.

С алфавита учить иностранный? Да разве так можно?!
Сергей Владимирович преподает в харьковской гимназии № 45. Работая по обычному школьному расписанию, он действительно дает детям практическое владение иностранным языком. Его выпускники при желании могут сдать экзамен и получить сертификаты, которые позволяют работать переводчиками на Западе. Это результат обучения по пособиям международного стандарта. Уровень знаний фиксируется здесь не субъективной оценкой учителя. Например, Кембриджским университетом разработаны стандартные экзамены, которые признаны во всем мире. Так называемые KET, PET и FCE. Каждый из них соответствует определенному уровню знаний.

-- До 2--3 лет родному языку ребенок учится так: слышит слово, видит объект, а потом ассоциирует увиденное со звучанием, -- продолжает Сергей Бойко. -- Это естественное овладение языком, к которому приспособлен мозг ребенка. А как начинают у нас учить школьника? С алфавита! Да разве так можно?! Нет ребенка, который не мог бы постичь иностранный язык. Если он говорит на родном языке, будет говорить и на иностранном.

Ребенок будет учиться, только если у него получается, считает Сергей Владимирович. После преодоления трудностей у него должны возникать положительные эмоции. И еще очень важный фактор -- это возможность "общаться" с носителями языка с помощью магнитофона и видео. При этом есть даже некоторые плюсы в сравнении с реальной жизнью -- видеоурок можно прокрутить назад, повторить ситуацию, дать комментарии, комбинировать видеоматериал в классе и аудиозапись дома.

Я побывала на нескольких уроках Сергея Бойко. Прекрасно выстроенный видеоряд с забавными сценками. Речь актеров или обычных людей с улицы, со всеми нюансами современного языка в его американском или чисто английском варианте. Дети не позволяют себе отвлечься -- они просто боятся упустить что-то интересное. Естественно, на таких уроках нет проблем с дисциплиной и прочими напастями.

-- Учитель -- это наставник, лектор, психолог, и, если хотите, экстрасенс, -- подтверждает Сергей Владимирович. -- Урок -- это действо, в котором нет зрителей, ведь участвуют все. Нужно раскрепоститься, и использовать те клише, структуры, речевые обороты, которые применяют носители языка. Причем спонтанно, практически без перевода.

Хотя, по мнению учителя, начинать изучение иностранного языка лучше всего лет с восьми-десяти, но ему, как и любви, все возрасты покорны. Среди учениц Бойко была бабушка, которая приходила на занятия вместе с внуком. Так за несколько лет и выучила язык вместе с ним -- свободно читала и переводила. Бабуля "взяла" английский с нуля! Ведь дело не в грамматике и запасе слов, а в умении использовать эти слова. А грамматикой можно заняться после четырнадцати лет. Таковы возрастные особенности.

-- Обучая детей в обычных средних школах действительно владению иностранным, мы бы шире открыли им двери в сегодняшний удивительный мир с его интернациональными наукой и культурой, -- говорит Сергей Бойко. -- Мы бы дали им возможность помочь своей стране войти в мировое сообщество цивилизованных стран.