Выпуск газеты Сегодня №34 (289) за 23.02.99
БАБУШКА "ВЗЯЛА" АНГЛИЙСКИЙ С НУЛЯ
-- Учителя не хотят учить по-новому! -- считает Сергей Бойко, преподаватель английского с тридцатилетним стажем. -- На моих уроках были студенты педагогического института, которые даже не знали названий современных пособий, хотя они продаются в любом книжном магазине и есть разрешение Министерства образования Украины на их использование. К примеру, оксфордские учебники привязаны к любой ситуации, их не нужно адаптировать для наших детей. Но многие преподаватели и поныне, как 50 лет назад, работают по старым учебникам.
С алфавита учить иностранный? Да разве так можно?! |
-- До 2--3 лет родному языку ребенок учится так: слышит слово, видит объект, а потом ассоциирует увиденное со звучанием, -- продолжает Сергей Бойко. -- Это естественное овладение языком, к которому приспособлен мозг ребенка. А как начинают у нас учить школьника? С алфавита! Да разве так можно?! Нет ребенка, который не мог бы постичь иностранный язык. Если он говорит на родном языке, будет говорить и на иностранном.
Ребенок будет учиться, только если у него получается, считает Сергей Владимирович. После преодоления трудностей у него должны возникать положительные эмоции. И еще очень важный фактор -- это возможность "общаться" с носителями языка с помощью магнитофона и видео. При этом есть даже некоторые плюсы в сравнении с реальной жизнью -- видеоурок можно прокрутить назад, повторить ситуацию, дать комментарии, комбинировать видеоматериал в классе и аудиозапись дома.
Я побывала на нескольких уроках Сергея Бойко. Прекрасно выстроенный видеоряд с забавными сценками. Речь актеров или обычных людей с улицы, со всеми нюансами современного языка в его американском или чисто английском варианте. Дети не позволяют себе отвлечься -- они просто боятся упустить что-то интересное. Естественно, на таких уроках нет проблем с дисциплиной и прочими напастями.
-- Учитель -- это наставник, лектор, психолог, и, если хотите, экстрасенс, -- подтверждает Сергей Владимирович. -- Урок -- это действо, в котором нет зрителей, ведь участвуют все. Нужно раскрепоститься, и использовать те клише, структуры, речевые обороты, которые применяют носители языка. Причем спонтанно, практически без перевода.
Хотя, по мнению учителя, начинать изучение иностранного языка лучше всего лет с восьми-десяти, но ему, как и любви, все возрасты покорны. Среди учениц Бойко была бабушка, которая приходила на занятия вместе с внуком. Так за несколько лет и выучила язык вместе с ним -- свободно читала и переводила. Бабуля "взяла" английский с нуля! Ведь дело не в грамматике и запасе слов, а в умении использовать эти слова. А грамматикой можно заняться после четырнадцати лет. Таковы возрастные особенности.
-- Обучая детей в обычных средних школах действительно владению иностранным, мы бы шире открыли им двери в сегодняшний удивительный мир с его интернациональными наукой и культурой, -- говорит Сергей Бойко. -- Мы бы дали им возможность помочь своей стране войти в мировое сообщество цивилизованных стран.