1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №30 (285) за 17.02.99

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ БАВАРСКОГО ТЕАТРА

В "день любви", когда по всем телеканалам сладко мычали ведущие и поющие, и хотелось взорвать телевизор и никогда больше никого не любить, в состоянии некоторой агрессивной задумчивости я отправилась в Театр имени Леси Украинки на спектакль "Мария Каллас (мастер-класс)" в исполнении Баварского драматического театра.

Мария Каллас, уже потерявшая голос, ведет мастер-класс в школе для начинающих певцов. Актриса Элизабет Рат предельно аскетична и точна в своей игре. Ее Каллас немолода и непривлекательна, но дьявольски умна и артистична! Так начинается пьеса Мак-Нелли, так расставляет акценты режиссер Герд Хайнц. Оперная примадонна 50--60-х годов не желает смириться с судьбой безголосого педагога.

Она не слушает, что там выпевают ее ученики, -- не имеет никакого смысла. Выплеснув на них горечь и сарказм, она погружается в воспоминания, в нескончаемый спор с немилосердной судьбой. Она, толстая, некрасивая гречанка, сделала целью всей жизни доказать миру свою непревзойденность. Когда она выходила на сцену, обыватели глумливо шептались, рассуждая о том, что в постели главное -- не голос. А потом они забывали об очертаниях ее фигуры, потому что прекраснее женщины, чем Мария Каллас, представить себе отныне было невозможно. Она не жалела свой голос, зная, что связки отомстят ей в свой срок. Из двух форм красоты -- "сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?" -- Мария Каллас выбрала огонь, но такой силы, которая разрушила сосуд. Самая знаменитая певица связала свою жизнь с самым богатым производителем денег, Аристотелем Онассисом. Он дал ей все, кроме любви. И Каллас во имя этой недостижимой любви пела для него Виолетту, Тоску и леди Макбет. Пела так, как никому в мире не удавалось. А он вообще терпеть не мог оперу... Она достигла всего, к чему так страстно стремилась. Всего, кроме любви единственного мужчины. И тогда она начала непоправимо терять голос. С примадонной Марией Каллас не продлили контракт с театром "Ла Скала". Она умерла в 55 лет, оставив божественные записи.

Ведя мастер-класс, Мария Каллас оставалась великой трагической актрисой. Ее не понимали, а порой и ненавидели ученики. Она ничего не могла им дать как педагог: ведь учила не вокалу, а мужеству личности, противостоящей миру, где все покупается и продается. За то, чтобы оставаться первой всегда и во всем, Мария Каллас заплатила своей судьбой. "Профессия актрисы уходит вместе с жизнью", -- говорила она ученикам. А может быть, все происходило иначе?

Спектакль Баварского театра -- о том, что все было именно так. Замечательная актриса Элизабет Рат виртуозно усвоила уроки мастер-класса своей героини и позволила нам, зрителям, увидеть и услышать живую Марию Каллас. И еще раз почувствовать абсолютную власть искусства...