1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №223 (226) за 20.11.98

ПОЛЯК О ПОЛЯКАХ. С ИРОНИЕЙ?

Еще два года назад мэтр польского кинематографа Анджей Вайда заявил, что отбывает в длительный творческий отпуск. Сие почти трагическое для польского зрителя решение Вайда прокомментировал весьма жестко: "У меня пропало желание снимать что-либо. Публика, для которой я работал, сидит перед телевизором. А те, кто приходит в кинотеатры, выросли на американских фильмах, и потому говорить с ними очень сложно. Но я вернусь, когда ситуация изменится..."

Вряд ли за столь короткий промежуток времени польский кинематограф стал менее "американизированным", однако Вайду уже полностью "поглотил" новый проект -- работа над большой костюмированной лентой "Пан Тадеуш" по мотивом народной драмы Адама Мицкевича. С момента начала съемок режиссеру бесконечно задают один и тот же вопрос: "Зачем?" Зачем человеку, ворвавшемуся в мировой кинематограф с трагическим фильмом "Пепел и алмаз", создавшему глубокие психологические притчи, неоднократно отмеченные наградами Каннского фестиваля ("Канал", "Человек из железа"), "ваять" тяжеловесное историческое полотно, да еще с немалым риском слепить лишь "дубликат" шедевра польской литературы?

Позвонив на "Студию фильмов польских" и оторвав режиссера от мучительно-сладостного процесса монтажа (съемки завершились к середине сентября), я задала ему все тот же изрядно надоевший вопрос. Впрочем, ответил он несколько необычно.

-- Я не снимаю красивый фильм о раскаявшемся убийце. Следует помнить, что в "Пане Тадеуше" описывается не только ироничный, но и несколько злой тип польской натуры. Именно образ поляков, которые сначала совершают поступок, а лишь потом осознают, что наделали.

-- На какую аудиторию рассчитан фильм?

-- Не знаю. Это картина для поляков. Ведь кроме нас никто о нас кино не сделает, понимаете? Надеюсь, "Пан Тадеуш" не воспримут просто как экранизацию Мицкевича. В этом фильме я очень хотел сказать о том, что у всех нас лежит в подсознании...

Итак, польские киногурманы с нетерпением ожидают конца марта -- именно на это время запланированы премьерные показы сразу в трех городах: Варшаве, Вильне и Париже. Удастся ли полякам, которые, словно дети, радуются каждой удачной экранизации своего бурного исторического прошлого, уловить иронически-горький подтекст "Пана Тадеуша" Вайды? Трудно прогнозировать. По опросам одного из аналитических польских журналов о кино, польский зритель рассчитывает получить красочный и качественный продукт с великолепными операторскими и актерскими работами (в съемках были задействованы звезды мировой величины -- Даниель Ольбрыхский, Богуслав Линда). Но не более.