1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №158 (161) за 19.08.98

"ДИАНОМАНИЯ" ОВЛАДЕВАЕТ МИРОМ

Расследование причин гибели принцессы Дианы, длящееся почти год, не дало практически никаких результатов. Зато коммерциализация имени принцессы Уэльской, бизнес вокруг ее трагедии воистину процветает.

Была ли смерть леди Ди и ее "друга" Аль-Файеда преднамеренной или произошла вследствие роковой случайности? Сегодня решение этого вопроса осталось, пожалуй, уделом полиции и близких родственников погибших. Но поскольку сама суть случившегося не перестает волновать умы поклонников "народной принцессы", сделавших местом паломничества "Факел Свободы" на площади возле парижского моста Альма, бойкие торговцы вовсю "раскручивают" образ Дианы в десятках и сотнях изделий ширпотреба, находящих большой спрос среди почитателей принцессы. "Дианомания" охватила всех: от фабрикантов кукол -- до мелких производителей сувенирных тарелок, бокалов, брелоков и футболок. "Имя "Диана" стала синонимом процветающего бизнеса, -- констатирует журнал французских деловых кругов "Challenges". -- Еще при жизни леди Ди уже была "объектом", приносившим доход журналистам, издателям, папарацци. Ее смерть ничего не изменила. Скорее, наоборот".

Трагическая гибель 36-летней принцессы Дианы, можно сказать, обеспечила ей бессмертие. Увековеченная не только в памяти людей, любивших ее, не только в международной жизни (как одна из самых известных борцов за запрещение противопехотных мин), но и в сугубо материальных предметах, она стала современной иконой наряду с Мэрилин Монро и Джеймсом Дином. По подсчетам специалистов, только использование имени принцессы должно в ближайшее десятилетие принести коммерсантам доходы в размере 10 миллиардов франков.

Самым первым примером удачного бизнеса вокруг Дианы (даже если его организаторы стремились лишь выразить свою любовь к погибшей принцессе) стал, конечно же, диск Элтона Джона "Candle in the Wind 97" -- модифицированная версия оригинальной мелодии, посвященной Мэрилин Монро, -- который разошелся по всему миру тиражом 35 миллионов экземпляров. Двойной альбом "Hommage", собравший целую плеяду звезд эстрады, пришелся по вкусу 4,5 миллионам "дианоманов".

Как утверждают, доходы от реализации этих дисков поступили в специально созданный Памятный фонд принцессы Уэльской, объединивший практически все ассоциации, которые патронировала Диана. Среди них Ассоциация помощи бездомным, Национальный английский балет, больница для детей Ассоциации по борьбе с проказой, СПИДом и раком и многие другие. Сегодня Фонд располагает средствами в сумме 130 млн. франков (около $25 млн.). Правда, дотошные эксперты подсчитали, что вся сумма сборов, включая продажу упомянутых компакт-дисков, реализацию на аукционах "Сотбис" в Лос-Анджелесе предметов, принадлежавших Диане, и взносы частных лиц и организаций, превысила 410 миллионов франков. А в ближайшие месяцы капитал Фонда может вырасти вдвое благодаря реализации билетов на мемориальные концерты и на посещение ее поместья, ставшее своеобразным "Диана-лендом". А также -- за счет проведения
"именных" лотерей, выпуска продукции, носящей принцессин "лейбл", и нового диска "Spice Girls", посвященного Диане.

Как будут распределяться эти громадные средства? Этом вопросом задается другой влиятельный французский журнал, "L'Expansion". "Уже сегодня рынок под вывеской "Диана" "весит" около 1 млрд. франков, -- пишет журнал. -- Есть от чего пробудиться аппетитам и беспокойству "наследников" принцессы, будь то родственники, политики или благотворительные организации. Именно здесь надо искать истоки той громадной энергии, с которой все заинтересованные лица стремятся увековечить память Дианы". Вероятно, этим объясняется тот факт, что Фонд Дианы был создан спустя всего лишь четыре дня после трагедии под парижским мостом Альма. Как говорится, время -- деньги,
видишь деньги -- не теряй времени!

Ведущий американский фабрикант игрушек, фирма "Manley Toy Quest", выбросила на рынок более полумиллиона кукол "Диана", одетых в подвенечное платье. Насколько уместно изображение погибшей принцессы в качестве новобрачной -- это вопрос, относящийся к этике, а не к бизнесу. Где идет увлекательная погоня за прибылью, там и мертвых можно изобразить молодоженами -- тем более что они, как известно, "сраму не имут". "Но худшее еще впереди, -- предсказывает "Challenges". -- Фотопортрет "народной принцессы" вскоре можно будет найти и на удилищах, молочных бидонах, обменных автоматах, детских колясках, бутылках с ликером и даже... на огнетушителях."

Впрочем, не одни коммерсанты потирают руки в ожидании барышей. Установлено, что лишь одно фото Дианы, опубликованное в том или ином английском издании, на 40% повышает реализацию его тиража.

Близкие Дианы, ее сыновья уже неоднократно выступали против коммерциализации имени принцессы. Даже премьер-министр Тони Блэр призвал англичан "повернуться спиной к индустрии, наживающейся на смерти Дианы". Юридические ведомства доверили наследникам принцессы, и только им, определять, какие из сувениров можно производить, не задевая достоинства и светлой памяти погибшей. Идея, возможно, и неплоха. Однако ставший транснациональным "рынок Дианы" вовсе не намерен сворачиваться даже под угрозой применения закона. Слишком уж велики ставки, заманчивы финансовые цели. И вот уже на витринах в той же Англии появляется маргарин "Спасибо, Диана!"