1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №78 (333) за 28.04.99

"ЛЮБЛЮ КРАСОТУ НА ГРАНИ ПОРОКА"

Я не знаю другого художника, создающего столь феерические костюмы для самых разных представителей разношерстной артистической тусовки. Владимир Фурык моделирует "вторую кожу" для поп-певцов и танцовщиков, оперных звезд и рокеров, театральных актеров и шоуменов.

В огромном списке "одетых" (а держит его Фурык в строжайшем секрете) Иван Попович, Лариса Долина, Олег Газманов, группа "На-На"... Еще в 1992 году на конкурсе "Мисс мира" девушка, облаченная в костюм Владимира Фурыка, победила -- к величайшему изумлению самого автора, ведь в жюри сидели "профи" высокой моды из 92 стран. Майкл Джексон, увидав сногсшибательное убранство Мисс, тут же заказал Фурыку гуцульский костюм -- в собственную коллекцию костюмов народов мира.

Фурык начал моделировать в конце 80-х и, как только разрешили заниматься частным предпринимательством, открыл первую во Львове модельную фирму "Браво". Народ, утомленный штампованной серостью фабричных "шедевров", бросился одеваться -- ярко, весело, вызывающе. За десять лет Володя создал себе имя, которое обросло восторгами и слухами. Последние, правда, обаятельный Фурык упорно отвергает.

"Я БЫЛ В ШОКЕ, КОГДА УЗНАЛ О ПОБЕДЕ"

-- Признайся, ты втайне рассчитывал победить на "Мисс мира"?


-- Да какое там! Понимаешь, для каждой девушки, представляющей свою страну, шил ведущий модельер. Это были лучшие из лучших. Я знал, что не смогу удивить их ни тесемками, ни вышитыми сорочками. Потому взял несколько фольклорных элементов и пофантазировал с ними как мог. К этому времени я глубоко изучил украинский костюм. Меня жутко раздражало все то, что делали наши комбинаты -- просто тихий ужас, ощущение, что жанр вымер. Если в Косове еще придерживались какой-то автентики, то ближе к центру и востоку клепали пионерские комплекты с вышиванками. Могу сказать без ложной скромности, что сегодня я один из лучших действующих специалистов по народному костюму.

-- Тебе не скучно моделировать традиционный народный костюм? Ничего нового ведь уже не придумаешь...

-- Ты забыла о жанровых трансформациях -- можно ведь такое наворотить! Я часто работаю в тандеме с режиссером, а это особенно интересно. Правда, всегда переживаю за качество его конечного результата. Если он не тянет -- я его просто нагло хороню своим искусством. И тогда все видят только костюмы, а режиссера никто даже вспомнить не может.

-- Ну прям-таки скромный гений! Неужели никогда не сомневаешься в собственном таланте?

-- У меня сразу было чувство авторства. Если у художника оно отсутствует, то и начинать не нужно. Сомнения возникают, когда уже все сделано: обычно задумываешь больше, чем возможно выполнить технически. Всегда существуют и материальные ограничения. Скажем, костюмы Бабкиной стоят 3--4 тысячи долларов каждый. В Украине себе никто не может позволить пошить такой костюм на один номер. Или София Ротару, которая считается одной из самых платежеспособных в Украине, -- она ведь платит за костюмы гораздо меньше, чем это стоит в России, на которую мы привыкли равняться. А что остальные? Голые короли! Они светятся в прессе, но они бабочки -- сегодня есть, завтра нет.

-- Предположим, у наших звезд появятся деньги и они смогут одеваться красиво, стильно, разнообразно...

-- Вряд ли у них сразу это получится. Вопрос в том, что у большинства отсутствуют вкус и культура костюма, потому что наши звезды не могут избавиться от ощущения вторичности -- они все время пытаются быть на кого-то похожими. А в искусстве это смерть. Зачем нам пять Мадонн, шесть Джексонов и сто Ирин Билык?

"ПО КАЖДОМУ ЦВЕТУ ПОДПИСЫВАЮ ДОГОВОР"

-- Я знаю, что ты моделируешь и для академических коллективов, и для так называемых попсовиков. Много костюмов сделал для шоу Кости Гнатенко...

-- Это была огромная работа. Только в балете -- 12 человек, которые периодически переодеваются, сам Костя менял костюм для каждой песни, а еще оформление сцены, создание реквизита. Но даже после этого я отнюдь не стремлюсь к тому, чтобы стать его штатным костюмером. Ни одна по-настоящему творческая личность не хочет себя ограничивать одним художником. Сегодня она пришла ко мне, завтра к другому, а послезавтра, может, в "секонд-хэнд"... Академические же коллективы меняют костюмы гораздо реже. Танцовщики, хористы могут использовать их по десять лет.

-- На стоимость твоих костюмов как-то влияет ранг той или иной звезды?

-- Нет, есть конкретная стоимость сырья и моей работы. Не имеет значения, кто это -- Андрей Кравчук, стриптизерша из Занзибара или какая-то сельская хохлушка. Все платят одинаково. Но иногда я могу костюм просто подарить, если человек мне интересен.

-- Кому дарил?

-- Это коммерческая тайна. Как и цена костюмов. Я об этом никогда не говорю.

-- Артисты -- люди привередливые. Случалось не угодить заказчику?

-- Дай вспомнить... Да нет, пожалуй. Потому что перед тем, как запустить вещь в работу, я оговорю с заказчиком каждый цвет и подпишу по нему договор. В общем, застрахую себя от любых претензий.

-- Ты сам одеваешься у себя же?

-- А как же! Я себе тако-ое выдумываю! Прихожу на презентацию, а народ просто валится: ой, кто это? ой, что это на нем надето?! Люблю эпатировать. Знаешь, искусство должно быть немного с сумасшедшинкой. Это парад, бурлеск, какое-то бегство от серости и будничности. Это театр, в котором я иногда придумываю себе определенное поведение и под него шью костюм.

-- А как насчет творческих простоев? Кризисы обходят стороной?

-- Я многостаночник. Если нет заказов, буду оформлять спектакли или рисовать картины, делать икебаны или менять обстановку в квартире, -- для меня все искусство. Даже обработка грядки в огороде.

"ШКОЛА" -- ЭТО ФИГНЯ!"

-- Ходят слухи, что ты "растишь" учеников, большинство которых -- стройные, смазливые юноши...

-- Я?! (В праведном гневе.) Боже упаси! Что это за падлюки такое говорят! (Зло.) Никогда и ни за что. Я считаю, что в искусстве не может быть и речи об учениках. "Школа" -- это фигня, которую придумали люди, не имеющие другого заработка, кроме преподавательского. "Школа Репина"! Что это?! Не может быть двух Репиных. Можно попасть под влияние художника, увлекаться его стилем, изучать его, но не повторять. Я против всего вторичного. Когда мне говорят: сделайте похоже на то или это, я сразу отправляю в кружок "умелые ручки" или ателье "Звездочка". Да возьмите себе журнал и "сколбасьте"! При чем здесь искусство? Хотите "под кого-то" -- вот вам Бызов. Когда я слышу, что он делает искусство, мне становится смешно. Он прекрасный фактурщик, потрясающе чувствует ткань, но не больше.

-- Как ты думаешь, почему на подиуме стало естественным демонстрировать одежду, несущую агрессию?

-- Это знак эпохи. Но я противник агрессии в костюме. Наоборот, мне близко искусство модерна, воспевающее красоту -- чувственную, немного избыточную, на грани жизни и смерти.

-- Красоту порочную и потому особенно манящую...

-- Знаешь, настоящая красота всегда где-то на грани порока. Какими бы моралистами мы ни были, большинство из нас порой предается страсти. Все мы любим что-то эдакое, все мы иногда смотрим порнушку. Но истинная чувственность очень интимна. И я терпеть не могу, когда это делается на публику, которая с удовольствием это обсасывает. Такие вещи должны присутствовать, но очень глубоко.

-- В мире высокой моды множество известных модельеров нетрадиционной сексуальной ориентации. Существует даже расхожее мнение, что модельеры-геи тоньше чувствуют красоту.

-- Это неправда. Никогда не стоит судить о художнике по тому, с кем он спит. Иначе придется вычеркнуть из мировой культуры огромное количество ее лидеров. А это глупо. Да и что тогда останется?

P.S. Очень скоро с моделями Владимира Фурыка смогут познакомиться киевляне и гости столицы на традиционном весеннем показе в галерее "Лавра".