1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №152 (407) за 17.08.99

"Я ТОЧНО ЗНАЮ: ЭТОТ БРАК РАСПАЛСЯ ИЗ-ЗА МЕНЯ..."

Елену Шевченко зрители открыли для себя как интересную актрису, несколько позже, чем ее бывшего супруга Владимира Машкова. Сразу три роли минувшего года ("Сирота казанская", "Мама, не горюй", "Две луны, три солнца") поставили ее в ряд самых перспективных актрис поколения 30-летних. Между тем, в кино она не новичок -- в предшествующие годы снялась в "Армавире", "Черном и белом", "Ноктюрне для барабана и мотоцикла".

В быту ей свойственно то мягкое, немногословное высокомерие, которое выдает людей беззащитных и ранимых, а потому закрытых, словно дымкой, от посторонних...

"Я -- АКТРИСА -- С РАСШАТАННОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ И ВСЕМИ ИЗДЕРЖКАМИ ЭТОЙ ПРОФЕССИИ"

-- Лена, в вашей жизни есть не только кино, но и театр...


-- Сейчас репетирую роль Николь в спектакле "Ночь нежна" (по роману Скотта Фицджеральда. -- Авт.) в "Театре Луны" Сергея Проханова. А потом я очень хочу сыграть в двух комедиях.

-- Один из ваших последних фильмов -- "Две луны, три солнца" Романа Балаяна был не очень дружелюбно встречен как российской, так и украинской прессой. Насколько, с вашей точки зрения, эти упреки были справедливы?

-- Понимаете, мне очень сложно оценивать картину объективно. Конечно, я думала, что это будет очень значимая работа... Хотя для меня она такой и есть. В то же время, я была с этим фильмом в нескольких провинциальных городах -- там ее воспринимают очень тепло. Вероятно, в Киеве у Романа Гургеновича свои отношения с прессой, а в Москве неоднозначно воспринимают Володю Машкова.

-- Но ведь зрительское восприятие произведения и его художественная ценность -- это не всегда одно и то же. Зрители замечательно воспринимают латиноамериканские сериалы...

-- Я понимаю, куда вы ведете... Картина Балаяна понравилась в провинции, но не тем людям, которые смотрят сериалы. Знаете, мы с Володей (Машковым. -- Авт.) наткнулись как-то на старые журналы о кино... Боже мой, как в них ругали, например, "Джентльменов удачи" Данелии с прекрасной работой Евгения Леонова, буквально камня на камне не оставили. Прошли годы и сегодня понятно, чего стоит фильм и чего стоили эти статьи.

-- Амбициозны ли вы как актриса? Если бы, скажем, вас завтра перестали снимать -- стало бы это трагедией?

-- Честно говоря, я стараюсь все воспринимать философски. А кроме того, я убеждена, что ничего не происходит случайно. Мне не хватает образования для самореализации -- экономического, гуманитарного -- да любого. Быть просто актрисой -- для меня это очень узко.

-- Но ведь профессию можно поменять?

-- Вы знаете, поздно. Я поняла это совсем недавно и случилось все достаточно неожиданно: ведь я -- актриса. С расшатанной нервной системой и со всеми негативами, которые эта профессия накладывает.

"ТЫ ВСЕ РАВНО НЕ ПОСТУПИШЬ, НО ДУМАТЬ ОБ ЭТОМ БУДЕШЬ ВСЕГДА"

-- Лена, вы ведь не москвичка. Более того, первое театральное образование получили в Новосибирске. Как возникла Москва?

-- Я действительно прожила 20 лет в Новосибирске, училась там в Новосибирском театральном училище и в Москву приехала уже сформировавшимся человеком. Это было в 1985 году, когда Маше (дочь Владимира Машкова. -- Авт.) было полтора месяца. Мама сама купила мне билет: "Ты все равно не поступишь, но думать об этом будешь всегда". Но я поступила...

-- Сейчас вы повторно вышли замуж. Ваш нынешний муж -- не актер?

-- Мой нынешний муж Игорь Лебедев. Сейчас он работает в фирме, которая занимается прокатным бизнесом.

-- Женщине-актрисе легче жить с человеком другой профессии?

-- Знаете, я вообще не люблю мужчин-актеров. Вряд ли я смогла бы сейчас влюбиться в артиста. Это большой вопрос... Хотя могут быть и варианты -- если, например, человек занимается не только актерской профессией, но и режиссурой. Режиссерское ремесло заставляет думать. Еще очень важно присутствие чувства юмора -- такие люди редко бывают дураками.

-- Лен, жизненный опыт чему-то учит? Вот вы пришли ко второму браку с неким опытом семейной жизни, ошибок, перечнем утрат и сожалений. Это как-то помогает вам сегодня по-другому строить отношения в семье?

-- Эти браки настолько разные... Конечно, идет какое-то накопление опыта. Но опыт может и помогать, и мешать. Главное, чтобы был конструктив.

-- А дружить с людьми вашей профессии возможно?

-- У меня есть подруга-актриса в Новосибирске -- просто замечательная. Она работает в молодежном театре Афанасьева.

-- Подруга никогда не говорила вам: "Лена, какая ты счастливая -- живешь и работаешь в Москве..."

-- Ой нет, она совсем другой человек. Я уверена, что если бы ее пригласили в московский театр, она бы долго думала. Когда она вернулась из Парижа (долго была во Франции) -- в ней ровным счетом ничто не изменилось.

-- В вашей профессии человеческая зависть -- явление, достаточно распространенное, встречается ведь нередко?

-- Это от злости. Хотя нет ничего более неинтересного, чем злость.

-- А вы сами не подвержены вспышкам гнева?

-- Стараюсь себя сдерживать. Иногда, правда, бывает... Мне трудно человеку сказать "нет", поэтому иногда попадаю в такие ситуации, когда это уже не просто "нет", а "нет! нет! нет!". Вообще, очень многое зависит от душевного равновесия. Два года после рождения Никиты я нигде не снималась и занималась только им -- это было лучшее время в моей жизни -- накопила очень много положительной энергии.

"БРАК С МАШКОВЫМ РАСПАЛСЯ ИЗ-ЗА МЕНЯ"

-- Маша снялась уже в трех картинах. А вдруг она станет актрисой?

-- Не хочу! Считаю, что человек должен получить нормальное образование, а его театральные вузы не дают. Бывают исключения. Например, мой теперешний муж закончил режиссерский факультет, но очень много работал над собой. Впрочем, самообразование под силу немногим людям. Поэтому, когда Маша сказала, что хочет в мединститут, через полчаса был вызван педагог по химии -- я сразу схватилась за эту идею. Она проучится первый год и если после этого все же захочет быть актрисой -- что ж... Ей даже Роман Балаян как-то сказал: "Маша, не иди в артистки. Если тебя кто-то захочет снимать -- и так снимет. Ведь Таню Друбич снимают".

-- У Маши с ее отцом складываются близкие отношения?

-- Они редко общаются, но очень любят друг друга. В Маше столько Володиного!

-- Вы никогда не жалели о том, что этот брак распался?

-- (После паузы.) Вы знаете, мне сейчас все нравится в моей личной жизни... Другое дело, что есть сожаление в том смысле, что я точно знаю -- этот брак распался из-за меня. В возрасте 18 лет я была, мягко говоря, далека от совершенства и многого не понимала. Не отличала форму от содержания и какие-то внешние проявления принимала за главное.

-- Жалеете?

-- ... Да нет, по-другому просто быть не могло. В силу моего воспитания, в силу воспитания Володи. В 18 лет невозможно было справится с тем, что на нас обрушилось. Это было просто "на разрыв аорты". Пройдет время и я еще раз обязательно посмотрю "Две луны, три солнца", потому что всегда думала: если мы когда-нибудь встретимся в кино, то это будет так пронзительно...

-- Лена, вы не комплексуете в связи с тем, что ваш второй муж моложе вас?

-- (Смеется.) Пока нет. Он ко всему еще и выглядит моложе своих лет. Конечно, мы не ходим по улице взявшись за руки. Тем не менее у нас есть какая-то совместимость и гармония. Моя история с Игорем -- Божественное провидение, как и все в этом мире. Скажем, у меня после рождения Маши детей уже быть не могло -- по физиологическим причинам. И когда я наперекор всему забеременела, то сразу было решено, что буду рожать. Все врачи говорили, что будет девочка. Все УЗИ это показывали. Я смеялась, когда Игорь сказал, что будет "бороться" за то, чтобы был мальчик. И представьте себе, родился мальчик. Во всем Божий промысел.

"САМЫЕ БОЛЬШИЕ МОИ НЕДОСТАТКИ -- ОБИДЧИВОСТЬ И ЗАВИСТЬ"

-- Вы несколько раз повторили "Божий промысел". У вас с Богом свои взаимоотношения?

-- Конечно, как у всякого человека. Я уверена, что к этим вещам не приходят группой... Знаете, я вообще боюсь толпы -- до такой степени, что у меня даже иногда бывают конфликты с дочерью. Я ей доверяю всецело, но никогда не отпускаю туда, где будет толпа. Как во время трагедии в Минске. Моя профессия предполагает иногда общение с большим количеством людей, но положительного заряда в такой обстановке я не получаю.

-- Вы в быту приспособленный человек? Имею в виду обеды, стирки, уборки...

-- У нас есть потрясающая женщина, которая занимается Никитой, когда меня нет. А быт... Я очень не люблю выполнять работу по дому, но от этого никуда не денешься и, конечно, я ее делаю. Но огромной радости мне это не доставляет. Так что я не хозяйка в этом смысле.

-- Есть какие-то качества в вас, которых вы стыдитесь?

-- Так, чтоб прямо стыдиться?... Самое разрушительное, наверное, -- это обидчивость и зависть. Стараюсь с этим бороться и (с помощью Игоря) обидчивость все-таки почти преодолела. Но, мне кажется, этому подвержены все.

-- Лена, а чему вы можете позавидовать -- машине, тряпкам, таланту?

-- Знаете, чему? Степени свободы. От чего эта свобода -- от таланта, от количества денег, от положения -- неважно. Но этому я могу позавидовать очень сильно. Например, мне бы очень хотелось заниматься детьми только тогда, когда у меня есть силы для полноценного общения. То же самое и с финансовыми проблемами, и с возможностью заняться собой...

-- Могли бы о себе сказать, что вы "разумная" женщина?

-- Я разумная, но... (смеется) не очень. Мне не всегда хватает терпения. Раньше у меня были такие периоды, когда просто "несло". Сейчас почти всегда срабатывает чувство самосохранения -- стараюсь переждать, чтобы не было разочарований и пустоты.

-- Вы могли бы жить одна, если бы (представим теоретически) не сложился ваш второй брак?

-- Нет, ну как я могу теперь жить одна? У меня двое детей, муж, собака... И потом, люди же не случайно остаются одни. Значит, они это заслужили. Или их родители, бабушки, дедушки... Вообще, все по большому счету СПРАВЕДЛИВО. И от этого бывает страшно.