1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №114 (369) за 23.06.99

ИЕРУСАЛИМ НЕ ВИДЕЛ ХРИСТОВА РАСПЯТИЯ?

В преддверии 2000 года сотни тысяч паломников устремляют свои взоры к святым местам. А тем временем в колыбели христианства не стихают споры: какие же, собственно, места считать святыми? Недавно израильский историк, доктор Роза Ляст выдвинула обескураживающую на первый взгляд теорию. По ее мнению, одно из главнейших событий новозаветной истории -- распятие Христа -- случилось вовсе не в Иерусалиме.

Общепринятая версия событий гласит, что в апреле 33 г. н.э. (по современным расчетам -- 30 г.) Иисус с учениками появился в Иерусалиме. Через несколько дней после Тайной вечери его взяли под стражу, судили в иудейском синедрионе, который рекомендовал прокуратору Иудеи Понтию Пилату казнить "бунтовщика". И несмотря на уговоры римского военачальника, иудеи настояли на распятии. Суд Пилата происходил в претории -- его временной иерусалимской резиденции, а казнь -- тут же, в Иерусалиме, на Лысой Горе или Голгофе. Доктор Роза Ляст считает, что загвоздка -- именно в фигуре римского прокуратора.

..."Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город", -- эта известная строчка из Булгакова как нельзя более точно отражает взаимоотношения всадника Понтия Пилата и иудейских подданных, вверенных ему императором Тиберием.

Политика Пилата в Иудее в полной мере не соответствовала даже требованиям Рима. В то время, как Тиберий отказывался повышать налоги, привлекал взяточников и вымогателей в провинциях к ответственности, политика всадника Пилата, продержавшегося в Иудее 10 лет -- с 26 по 36 г. н.э., была жесткой и не всегда разумной. Сначала он приказал внести штандарты с изображением императора в Иерусалим. Оскорбленные в своих лучших религиозных чувствах, иудеи направили делегацию в официальную резиденцию прокуратора. Делегация стояла на коленях пять дней, а на шестой Пилат пригрозил их убить, если они откажутся принять штандарты. Они отказались даже под страхом смерти. Испуганный такой самоотверженностью, Пилат приказал вынести изображения императора из иудейской столицы.

Вторая попытка -- установить щиты с посвящением Тиберию в Иерусалиме -- закончилась жалобой иудеев в Рим, на что Тиберий среагировал достаточно жестко. Щиты вернули в резиденцию Пилата. Тогда Пилат решил построить водопровод и взять на него деньги из фондов Иерусалимского храма. Возмущение иудеев было настолько сильным, что прибывшего "на разборки" Пилата чуть не убили на площади. Тогда Пилат устроил в Иерусалиме настоящую кровавую "баню". После чего поспешил укрыться в Кесарии, своей резиденции, административном центре Иудеи.

Вот тут и начинается самое интересное. Рассказав о строительстве водопровода, историк Иосиф Флавий говорит об Иисусе и о том, что его казнил Понтий Пилат. Интересная деталь: Иисус появляется в Иерусалиме именно в тот момент, когда прокуратор после водопроводных волнений заперся в Кесарии, где был настоящим хозяином и чувствовал себя в безопасности среди своих чиновников, греческого населения и -- главное -- среди расквартированных здесь римских офицеров и солдат.

Доктор Роза Ляст считает, что отношения у Пилата с иудеями не сложились (тем более, что в 36 году именно из-за этого его отозвали в Рим), поэтому появляться в Иерусалиме для него было вовсе небезопасно. Трудно предположить, что Пилат разгуливал бы по Иерусалиму в те дни, как указывается в Евангелиях, дни перед еврейской пасхой -- песах. Почему? Во-первых, песах у евреев -- праздник семейный. Он не сопровождается никакими сборищами и процессиями. Иудеи не то что восставать против римской власти -- руку лишний раз поднять не вправе. А поэтому вряд ли бы Пилат появился в Иерусалиме для того, чтобы предотвратить волнения. Да к тому же неизвестно, как отреагировали бы жители города на его появление -- может, как раз взбунтовались бы? И уж точно Пилат не должен был появляться в Иерусалиме для того, чтобы кого-нибудь судить. В песах самым надежным пристанищем для Пилата была Кесария. Роза Ляст считает, что именно там судили и распяли Христа.

Это предположение, по мнению израильского историка, подтверждается несколькими косвенными доказательствами. Во-первых, ни один источник не указывает, что суд Пилата проходил в Иерусалиме. Иосиф Флавий ничего об этом не говорит. И -- что самое интересное -- когда в Евангелиях речь заходит о суде и распятии, все четыре евангелиста перестают упоминать Иерусалим. Самое раннее Евангелие -- от Марка -- говорит, что поутру (в день распятия) первосвященники со старейшинами связали Иисуса и отвели его к Пилату. Но куда? Апостол Марк говорит -- в "преторий". И церковные историки заключают, что преторий -- это временная резиденция Пилата в Иерусалиме. Но проблема в том, что преторий, как правило, строился в административной столице провинции, то есть в Кесарии. Более того -- в 1990 году археологи наконец-то обнаружили остатки претория в Кесарии, а в Иерусалиме -- нет. Роза Ляст предполагает, что именно о кесарийском претории и говорил евангелист Марк. Во-вторых, именно там, в Кесарии, должны были рассматриваться гражданские, уголовные и политические дела. Именно туда отправлялись иудеи по каждому спорному вопросу и в случае конфликта. "Бунтовщика" Иисуса тоже должны были препроводить в административный центр провинции.

Ну, а как же тогда Голгофа, "путь скорби", гроб Господень в Иерусалиме? На самом деле ни у археологов, ни у профессоров-богословов нет и не может быть единого мнения по поводу географического положения святых мест. Иерусалим был разрушен как минимум дважды после распятия -- во время Иудейской войны в I веке н.э. и во время восстания Бар-Кохбы во II веке. Если даже и остались в живых первые христиане, которые помнили, где все происходило на самом деле, они не оставили ни одного письменного источника. Доктор Роза Ляст утверждает, что легенда о святых местах возникла намного позже, в IV веке, когда мать императора Константина (который первым в истории сделал христианство государственной религией) приехала в Иерусалим и, по свидетельству "гидов" (которые очевидцами событий, естественно, не были), указала, где был гроб Господень, где Голгофа, где Гефсиманский сад.

В аргументах Розы Ляст есть логика, но ее теория едва ли сможет убедить многочисленных паломников, направляющихся в Израиль в том, что святые места -- не там, где они думали. Во-первых, традиция есть традиция. Во-вторых, научная теория -- это все-таки научная теория, к которой мало кто вообще прислушивается. А в-третьих, сама теория не без изъянов. Взять хотя бы временной аспект. От Иерусалима до Кесарии -- около 90 км по прямой, то есть километров 120 по дороге. А еще через горы. Даже если Иисуса везли из Иерусалима в Кесарию на лошадях (а это даже галопом -- часов 10, а то и 12), непонятно, как успели все за один день -- осудить Иисуса в иерусалимском синедрионе, доставить в Кесарию, провести суд прокуратора и казнь...