1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №209 (212) за 30.10.98

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В НЕПРОЗРАЧНОМ ОБЩЕСТВЕ

"ТВ вешает лапшу на уши. А у меня на ушах уже столько лапши -- засушенной, окаменелой, -- еще с тех, совковых времен! Каждый из нас увешан идеологической лапшой благодаря ТВ. Я боюсь телевидения. Оно провинциально, агрессивно, оно врывается в мой дом, садится ко мне за стол, влезает в мою постель. ТВ нас развращает, дезинформирует, разрушает нашу мораль, навязывает потребительский способ жизни, опускает до своего дебильного уровня. Путь к нашим душам ТВ знает безошибочно -- через наш карман. Я боюсь ТВ и хотел бы защитить от него своих детей", -- так сказал мне при встрече Юрий Ильенко, народный артист Украины, академик, лауреат Шевченковской премии, профессор.

-- Беспрецедентный случай: в День независимости телевидение Украины демонстрировало сразу несколько ваших фильмов -- "Легенду о княгине Ольге", "Полоску нескошенных диких цветов", "Лебединое озеро. Зона", а также "Тени забытых предков" Параджанова с вашей легендарной операторской работой...

-- Да, был такой залп моими фильмами сразу с нескольких каналов... Только, знаете, я за это не получил ни копейки. И не только я -- никто не получил. ТВ обворовывает кинематографистов, несмотря на то, что у нас давно принят Закон об охране авторских прав. Правда, однажды 1+1 заплатил за показ моих фильмов во время моего юбилея. Спасибо, весь юбилейный год прожил не занимая.

-- Судя по вашим отзывам о ТВ, вы должны просматривать достаточно много телепрограмм. Как это соотносится с вашим страхом перед телевидением?

-- Я не смотрю телевизор в наркотическом режиме, запоем, как того требует природа ТВ. Мы семьей изучаем программы всех каналов на неделю и выбираем очень немногое -- в основном передачи с гарантией минимального искажения информации, скажем, прямой репортаж с чемпионата мира по футболу. (Хотя и там ведущие умудряются настолько запутать картину бесконечными ошибками, некомпетентностью и агрессивным навязыванием своей трактовки игры, что часто приходится переключать на другой канал.) Информационные программы смотрю как дешифровальщик -- выуживаю скудную информацию из океана информационной пены, ловлю ее в подтексте пустопорожних заклинаний ведущих о процветании независимой Украины, о непоколебимом гаранте Конституции, о редкостном состоянии гривни (хотя наш карман информирует о полной ее импотенции), о бесконечных достижениях нашего искусства (хотя я, как человек искусства, -- знаю, что оно уже протянуло ноги) и о бесконечных катастрофах, в основном за пределами независимой Украины. По части запугивания телевидение равных не имеет. Человек, живущий с постоянным страхом в крови, считает за благо, что его еще не изнасиловали, не ограбили и не убили.

-- Вас, как суперпрофи в кино, трижды приглашали на работу в Голливуд. Как вы оцениваете программу фильмов на ТВ?

-- Приглашали дважды. Теперь жалею, что не поехал. Сейчас вернулся бы упакованный, купил бы канал на ТВ и устроил бы сладкую жизнь кино. Пока что неимоверными усилиями кинематографистов введена 30%-ная квота для национального кино на телевидении. И что же? Один из идеологов 1+1 отреагировал немедленно: "Представляете кошмар: включаете один канал -- на нем фильм киностудии Довженко, переключаете на другой -- снова украинский фильм, на третий -- там все тот же ужас, фильм Одесской киностудии... и так по всем каналам!" Увы, пока все с точностью до наоборот: включаю один канал, и мне в лицо гремят огненные очереди очередного американского боевика, переключаю на другой -- совокупляются во всех мыслимых позах американские шлюхи с американскими плейбоями, на третьем -- американские леденящие кровь страшилки копошатся в гробах и могилах... -- и так с утра до вечера. ТВ добилось невозможного: такое хорошее дело, как секс, стало в его трактовке отталкивающим, скучным до зевоты занятием.

Очень редко можно выудить хороший фильм на телевидении, и чаще не на украинском канале -- на НТВ, например... От хорошего кино ловлю кайф, хотя кино надо смотреть исключительно в кинотеатре. Иногда и украинское телевидение дает промашку и показывает хорошую ленту. Думаю, что начальники ТВ просто не подозревают, что она хорошая. Я не знаю, кто больше продается, чем ТВ. Наши чудные путаны? Нет, они продают качественные услуги. А ТВ продает дрянной товар. Агрессивная провинциальная пошлость, вторичность, безнравственность -- и все это вместо полновесной информации. Газеты так не продаются.

-- Есть ли на телевидении личности, которым вы доверяете?

-- Даже когда Писанка говорит о погоде, я не верю. Хотя знаю ее еще со студенческой скамьи. И знаю как отличную актрису. Но в рамках телевидения и Писанка становится носителем смещенной информации. Погода -- это так, между прочим, мелочи жизни: дождь, снег -- какая разница, намокнете -- обсохнете... Писанка -- это Че Гевара сексуальной провинциальной контрреволюции... Я не доверяю контрреволюционному сексу. Когда я смотрю "Пятый угол" с Пиховшеком -- от души веселюсь: на экране разоряется хорошо упакованный, сытый, сильно повзрослевший Павлик Морозов. Комсомольско-прокурорский стиль, апологет презумпции виновности всех, кроме себя. Это не может нравиться, это может пугать, удивлять, озадачивать, отталкивать...

-- А вы себе нравитесь в телевизионных программах?

-- Нет. Особенно в "непрямых передачах". Смонтированные передачи -- это манипуляция мнением человека. Вот мы записывали программу с Ганапольским о кино. Записывали часа три. Страсти кипели. Сталкивающая информация была очень ярко окрашена идеологически, нравственно. Ганапольский мастерски раскрутил битву мнений. Однако в смонтированном виде (около 28 минут) передача многое утратила. Она была "успокоена", доведена до уровня бесконфликтности, хотя и не лишена информативности. Это общая тенденция ТВ -- убирать все острые углы. Безусловно, на ТВ есть замечательные личности, умницы, бойцы, честные и профессиональные, однако они -- внутри молоха, с которым им пока что не совладать. Телевидение -- точная копия нашего общества со всей его коррумпированностью, абсолютной информационной герметичностью, дикостью и безнравственностью рынка, с инфантильностью закона, с полицейской идеологией. И такое же ожиревшее, самодовольное ТВ в этом провинциальном государстве. У нас очень непрозрачное, есть такое модное словечко, государство. И такое же мутнонепрозрачное телевидение.